Роль классного руководителя по организации внеклассных мероприятий с учащимися 5-го класса

Новая педагогика » Методические разработки внеклассных мероприятий в условиях компетентностного подхода в образовании » Роль классного руководителя по организации внеклассных мероприятий с учащимися 5-го класса

Страница 1

Роль классного руководителя в системе образования очень велика, т.к. порой ученики обращаются к классному руководителю с вопросами сложными и неприятными, связанными с парадоксами нашей действительности. Классный руководитель должен, во-первых, не уходить от ответа и, во-вторых, искать его вместе. Ему очень важно чутко улавливать настроения в среде школьников, не стремиться сразу, осудить все или, наоборот, захвалить нечто новое, а глубоко разобраться в происходящем и скорректировать свою деятельность.

В.А. Сухомлинский писал, что в многогранном и многосложном процессе воспитания «ясно различаются две позиции - утверждение и отрицание. Мы всегда что-то стремимся утвердить и что-то осудить, преодолеть. От того, в каком соотношении находятся эти принципы, зависит действенность воспитания. Там, где преобладает утверждение, созидание, царят творческий труд и взаимное доверие, там, учителю и ученикам легко живется. Там же, где в своих отношениях с детьми приходится, прежде всего, отрицать, запрещать, преодолевать, школьная жизнь становится тягостной!»

Ребята 12-16 лет особенно тянутся к разговору, к рассуждению. Очень полезно после разговора, беседы объяснить девушке или юноше, что же с ними происходит, лучше сослаться на книги по педагогике, психологии, на мнения медиков.

Старшеклассники очень любят, когда в беседах учитель задает им вопросы, носящие как будто общий характер, а на самом деле имеющие прямое отношение к тому, что происходит именно с ним. Например: как ты думаешь, что легче - руководить или, что называется, вкалывать самому. Какой человек умнее и глубже - тот, кто видит, прежде всего, отрицательные стороны других, или тот, кто, прежде всего, обращает внимание на положительные? Нужен ли человеку сильный характер, чтобы уметь прощать? Какая, по-твоему, борьба самая трудная?

Сегодняшний старшеклассник не ординарен и противоречив. С одной стороны он знает довольно много для своего возраста, достаточно информирован и об очень многом догадывается. Он любопытен и любознателен. С другой стороны, его «многознание» отстает от мышления, он еще слаб диалектически мыслить. Признает только два цвета, оттенков и переходов зачастую не чувствует. В последнее время юности свойствен возросший рационализм, и наоборот, эмоции стали менее ярки. Старшеклассник болезненно реагирует на фальшь, ханжество, формализм. Но иногда, сталкиваясь с этими негативными явлениями, выражает свой протест ничегонеделанием. Быстро развиваются недостатки характера, но гораздо медленнее он поднимается до их исправления. Требования к другим в этом возрасте довольно высоки. Идет борьба за самоутверждение, уважение к себе как личности. Поэтому не любят учащиеся, когда их «воспитывают». Но если молодой человек не реализует себя, не проявляет интереса к учению, к труду, учитель обязан задаться вопросом, почему это происходит. Классный руководитель обязан также предъявить к нему требования. Необходимо воспитывать уважение к школьному Уставу, к Правилам для учащихся, к укладу школьной жизни. Можно, конечно, требовать их коренного обновления, но пока они действуют, следует их выполнять.

Размышляя над этими весьма важными чертами возрастной и общественной характеристики старших школьников, классный руководитель должен сегодня зримее видеть новые нюансы в реакциях и поведении своих учеников, которые требуют обстоятельной аргументации по самым различным ситуациям.

Отношения классного руководителя с подростками складываются не столько в беседах, сколько в деле. Легко с теми детьми, которые по натуре своей деятельны: работа видна. Сделали дело - молодцы! Труднее с теми, кто «показать» себя не умеет. Дело классного руководителя заметить таких, публично похвалить, подчеркнуть ответственность, нужность и важность их работы.

В целом же в создании атмосферы дружбы и уважения в классном коллективе определяющую роль играет, конечно, сам учитель. Фальши, лжи дети не простят - раскусят сразу.

Ученика важно стараться понять подбодрить, если надо - вместе с ним убедительно, а может и с юмором, разобраться в его недостатках и проблемах.

Важен и вопрос о подлинных лидерах. Чаще всего они - люди инициативные, с выдумкой, имеют организаторские способности. Самое главное в работе с такими ребятами - научить их работать самостоятельно. Ведь подчас бывает так (и это не худший вариант!): ученики любят классного руководителя, доверяют ему, не просто «слушаются», но и слушают, потому что уважают. Коллектив живет спокойно, даже насыщенно и, возможно, интересно. Но рано или поздно становится ясно: жизни с «изюминкой», пусть даже с какими-то потрясениями изнутри, жизни, когда коллектив сам думает, предлагает, ошибается, ищет, - такой жизни не получается. И настоящие лидеры здесь очень помогут.

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Формирование интонационной выразительности речи
1. Развитие восприятия различных видов интонации. Логопедическая работа проводится в определенной последовательности: 1. Общее знакомство с интонацией и средствами ее выражения (темп, ритм, высота и тон голоса, логическое ударение). 2. Развитие восприятия интонации повествовательного типа: а) знакомство с повествовательной интонацией; б) определение картинки-символа; в) упражнения по выделению по ...

Роль музыкальных способностей в формировании профессиональных качеств учителя музыки
Проблема музыкально-эстетической деятельности подрастающего поколения актуальна на сегодня, о чём свидетельствуют исследования ряда учёных (О.А. Апраксина, Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, О.П. Рудницкая, А.Ф. Линенко, Г.Н. Падалка, Л. А. Хлебникова, Г. П. Шевченко ). Данная проблема изучалась в нескольких направлениях: исследование эмоциональной регуляции музыкально-исполнительской деятельности ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru