Говоря о классном руководстве в системе воспитания школьника нельзя обойти проблему классного часа. Когда заходит о нем речь, то имеется в виду не обычный школьный урок с той лишь разницей, что он посвящается главным образом разъяснению морально-этических понятий. Классный час
- это своеобразный урок нравственного воспитания. Он будет успешным, если пройдет в обстановке полного доверия между педагогом и школьниками. Здесь нет места менторскому тону, сухости и формальной деловитости.
Воспитание нравственности начинается с малых лет и с малого, но ведет к ответам на самые глобальные вопросы, рано или поздно встающие перед человеком: кем быть? каким быть? Жизнь ежедневно задает нам вечные и мучительные вопросы: кто ты? что здесь делаешь? для чего? Чтобы ответить на них, мало учебников и методик. Первым и главным учителем и тысячу лет назад, и сегодня, и в будущем остается жизнь и реальность, в которой мы действительно мыслим и осмысленно действуем.
Одна из самых важных ролей классного руководителя в пространстве детства – роль посредника между детьми и социумом. Поэтому главные функции воспитательной деятельности классного руководителя, направленные на гуманизацию детства, - помощь ребенку и его поддержка. В качестве основных ценностей деятельности классного руководителя мы рассматриваем: ребенка (его личность и индивидуальность); процесс его развития; его права, в том числе право на свободу в воспитательном процессе.
Таким образом:
· Для создания воспитательной системы нужна направленная на развитие личности учащихся цель и принимаемая всеми участниками воспитательного процесса привлекательная идея, осмысленная с позиций философии, педагогики, психологии;
· Развитие любой воспитательной системы проходит сходные этапы, при этом движущей силой развития воспитательной системы является противоречие между традициями и инновациями;
· Целью и результатом функционирования любой воспитательной системы, показателем ее совершенства является развивающаяся личность.
На основе теоретического анализа можно сделать выводо том, что содержание деятельности классного руководителя необходимо пересмотреть, в соответствии с необходимостью формирования различных компетенций школьников, т.к. они рассматриваются в качестве результата образования в современной школе.
Введение компетентностного подхода в воспитательный процесс требует серьезных изменений и в содержании образования, и в осуществлении воспитательного процесса.
Для формирования ключевых компетенций необходимо выбрать такую технологию воспитания, при которой учащийся большую часть времени работает самостоятельно и учится планированию, организации,
самоконтролю и оценке своих действий и деятельности в целом.
Во-первых, целью воспитания становится не процесс, а достижение учащимися определенного результата.
Во-вторых, изменятся формы и методы организации занятий.
Похожие статьи:
Сочетание семейного и общественного воспитания
Продолжая семейное воспитание чрезвычайно важно найти ключ к сочетанию воспитания семейного и общественного, потому что сочетание такое желательно и совершенно необходимо. Ведь в ранние годы жизни ребенка семья нужна для формирования определенных областей человеческого сознания, человеческой психологии, и отсутствие ее влечет за собой печальные и далеко идущие последствия, такие, например, как пр ...
Требования к контролю
В условиях демократизации школьной жизни администрация школы не только не освобождается от контроля за учебно-воспитательным процессом, но и становится как бы главным государственным инспектором за деятельностью педагогического коллектива . Требования к внутришкольному контролю изложены в "Положении о внутришкольном контроле". Практика свидетельствует, что контроль и анализ несут в себе ...