Говоря о классном руководстве в системе воспитания школьника нельзя обойти проблему классного часа. Когда заходит о нем речь, то имеется в виду не обычный школьный урок с той лишь разницей, что он посвящается главным образом разъяснению морально-этических понятий. Классный час
- это своеобразный урок нравственного воспитания. Он будет успешным, если пройдет в обстановке полного доверия между педагогом и школьниками. Здесь нет места менторскому тону, сухости и формальной деловитости.
Воспитание нравственности начинается с малых лет и с малого, но ведет к ответам на самые глобальные вопросы, рано или поздно встающие перед человеком: кем быть? каким быть? Жизнь ежедневно задает нам вечные и мучительные вопросы: кто ты? что здесь делаешь? для чего? Чтобы ответить на них, мало учебников и методик. Первым и главным учителем и тысячу лет назад, и сегодня, и в будущем остается жизнь и реальность, в которой мы действительно мыслим и осмысленно действуем.
Одна из самых важных ролей классного руководителя в пространстве детства – роль посредника между детьми и социумом. Поэтому главные функции воспитательной деятельности классного руководителя, направленные на гуманизацию детства, - помощь ребенку и его поддержка. В качестве основных ценностей деятельности классного руководителя мы рассматриваем: ребенка (его личность и индивидуальность); процесс его развития; его права, в том числе право на свободу в воспитательном процессе.
Таким образом:
· Для создания воспитательной системы нужна направленная на развитие личности учащихся цель и принимаемая всеми участниками воспитательного процесса привлекательная идея, осмысленная с позиций философии, педагогики, психологии;
· Развитие любой воспитательной системы проходит сходные этапы, при этом движущей силой развития воспитательной системы является противоречие между традициями и инновациями;
· Целью и результатом функционирования любой воспитательной системы, показателем ее совершенства является развивающаяся личность.
На основе теоретического анализа можно сделать выводо том, что содержание деятельности классного руководителя необходимо пересмотреть, в соответствии с необходимостью формирования различных компетенций школьников, т.к. они рассматриваются в качестве результата образования в современной школе.
Введение компетентностного подхода в воспитательный процесс требует серьезных изменений и в содержании образования, и в осуществлении воспитательного процесса.
Для формирования ключевых компетенций необходимо выбрать такую технологию воспитания, при которой учащийся большую часть времени работает самостоятельно и учится планированию, организации,
самоконтролю и оценке своих действий и деятельности в целом.
Во-первых, целью воспитания становится не процесс, а достижение учащимися определенного результата.
Во-вторых, изменятся формы и методы организации занятий.
Похожие статьи:
Проведение мероприятий по формированию навыков культурного
поведения у подростков с нарушением интеллекта
В течение нескольких недель мы совместно с педагогами и воспитателями коррекционной школы вели разнообразную работу по формированию и совершенствованию культуры поведения школьников с нарушением интеллекта: проводили классные часы, этические беседы, а также использовали другие виды работы (обращение на уроках к темам культуры поведения, изучение "Уголка вежливости" и т.д.). Рассмотрим н ...
Критерии результативности деятельности классного руководителя
Измерить эффективность работы классного руководителя сложно, т.к. сфера деятельности его очень широка (по функционалу: организационно-координирующая, коммуникативная, аналитико-прогностическая, контрольная функции). При таком объеме работы и гуманитарной направленности деятельности классного руководителя, нелегко добиться объективности в оценке его труда. Но педагогу – профессионалу необходимо от ...