Научно-теоретические основы и содержание методики констатирующего эксперимента

Новая педагогика » Коррекция нарушения внимания в системе логопедической работы по преодолению заикания у дошкольников » Научно-теоретические основы и содержание методики констатирующего эксперимента

Страница 1

Перед нами стояла задача: разработать содержание методики исследования уровня сформированности свойств слухового и зрительного внимания у дошкольников, страдающих заиканием.

Научно-теоретической основой для определения содержания методики констатирующего эксперимента, являются современные представления о таком сложном психическом процессе, как внимание, и особенностях формирования данного процесса у детей, традающих заиканием. Таким образом, при составлении методики мы учитывали, что внимание характеризуется пятью свойствами: устойчивостью, концентрацией, переключаемостью, распределением и объёмом, а так же различными модальностями: внимание зрительное и слуховое. (Немов Р.С., Гальперин П.Я., Грановская Р.М., Волкова Г.А., Селивёрстов В.И.)

Рассмотрим более подробно содержание каждого из разделов методики исследования внимания у дошкольников.

Исследование переключения и устойчивости зрительного внимания (по методике Пьерона-Рузера, 2000)

Тестовое задание в этой методике предназначено для оценки переключения и устойчивости зрительного внимания ребёнка. Перед началом выполнения работы ребёнку показывают рисунок и объясняют, как с ним работать. Эта работа заключается, в том, чтобы в каждой из фигур поставить соответствующий знак, изображённый на образце.

Инструкция: «Посмотри внимательно на образец, и расставь знаки на своём бланке так же. Понятно?».

Оценка результатов:

5 баллов – безошибочно выполнили 100% задания

4 балла – безошибочно выполнили от 75% до 100% задания

3 балла – безошибочно выполнили от 50% до 75% задания

2 балла – безошибочно выполнили от 25% до 50% задания

1 балл – безошибочно выполнили до 25% задания

Выводы об уровне сформированности концентрации и устойчивости зрительного внимания:

5 баллов – очень высокий.

4 балла – высокий.

3 балла – средний.

2 балла – низкий.

1 балл – очень низкий.

С помощью данной методики оценивается объём зрительного внимания ребёнка. Для этого используется стимульный материал. Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы сверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу квадрат с девятью точками (все остальные идут по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек).

Испытуемому на короткое время предъявляются по одной каждая из восьми карточек. Каждая карточка показывается 2 раза. После этого испытуемый отмечает на аналогичном пустом бланке расположение точек. На воспроизведение карточки с 2-5 точками даётся 10 секунд, 6-7 точками – 15 секунд, 8-9 точками – 20 секунд.

Инструкция: «Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду показывать тебе карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».

Объёмом внимания ребёнка считается максимальное число точек, которое ребёнок смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из карточек, на которой было безошибочно воспроизведено самое большое количество точек). Результаты оцениваются в баллах следующим образом:

5 баллов – ребёнок правильно за отведённое время воспроизвёл на карточке 6 и более точек.

4 балла – ребёнок правильно за отведённое время воспроизвёл на карточке от 4 до 5 точек.

3 балла – ребёнок правильно восстановил по памяти от 3 до 4 точек.

2 балла – ребёнок правильно воспроизвёл от 2 до 3 точек.

1 балл – ребёнок смог правильно воспроизвести на одной карточке не более одной точки.

Выводы об уровне сформированности объёма зрительного внимания:

5 баллов – очень высокий.

4 балла – высокий.

3 балла – средний.

2 балла – низкий.

1 балл – очень низкий.

Исследование концентрации и распределения зрительного внимания (методика «Корректурная проба»)

Основной задачей данной методики является проверка уровня сформированности устойчивости и концентрации зрительного внимания.

В ходе исследования ребёнку предлагается бланк. В каждой просматриваемой строчке ему необходимо зачеркнуть геометрические фигуры: круг и треугольник. При этом исследователь делает пометки цветным карандашом, каждые 60 сек. в том месте, где ребёнок в этот момент выполняет задания, что в результате позволяет оценить скорость выполнения работы, а именно тот объём, который был проделан за этот отрезок времени. Хотя такую характеристика, как скорость является сугубо индивидуальной для каждого ребёнка, поэтому здесь не может быть жёстких нормативов.

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Декоративно-прикладное искусство в системе дополнительного образования
Образовательный блок «Искусство» как системная педагогическая структура реализует качественное обучение предметов художественно-эстетического цикла по всем направлениям творческой деятельности от ступени к ступени, изначально, как это и заложено самой ПРИРОДОЙ, определяя ученику место ТВОРЦА и СОЗДАТЕЛЯ, способного созидать и создавать. Многоступенчатая система обучения в образовательном блоке «И ...

Понятие об индивидуальном стиле педагогической деятельности
Говоря об индивидуальном стиле педагогической деятельности, имеют в виду, что педагог учитывает свои индивидуальные склонности, особенности, свою индивидуальность. Педагоги, обладающие разной индивидуальностью, из множества учебных и воспитательных задач могут выбрать одни и те же, но реализуют их по-разному. Рассмотрим основные признаки индивидуального стиля педагогической деятельности. Он прояв ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru