Научно-теоретические основы и содержание методики констатирующего эксперимента

Новая педагогика » Коррекция нарушения внимания в системе логопедической работы по преодолению заикания у дошкольников » Научно-теоретические основы и содержание методики констатирующего эксперимента

Страница 2

Инструкция: «Перед тобой лежит карточка, на которой нарисованы геометрические фигуры. Тебе нужно из каждой строчки вычеркнуть фигуры: круг и треугольник. Если я своим карандашом буду ставить знаки, не обращай внимания и продолжай работать. Если тебе всё понятно, приступай к выполнению задания».

Итогом исследование так же является оценивание результатов (к оцениванию допускается только безошибочное выполнение)

Так как концентрация и распределение внимания напрямую связаны с объёмом внимания, то критерии оценивания будут зависеть от того, какой объём работы был выполнен ребёнком.

5 баллов – безошибочно выполнили 100% задания.

4 балла – безошибочно выполнили от 75% до 100% задания.

3 балла – безошибочно выполнили от 50% до 75% задания.

2 балла – безошибочно выполнили от 25% до 50% задания.

1 балл – безошибочно выполнили до 25% задания.

Выводы об уровне сформированности переключения и распределения зрительного внимания:

5 баллов – очень высокий.

4 балла – высокий.

3 балла – средний.

2 балла – низкий.

1 балл – очень низкий.

Исследование объёма и устойчивости слухового внимания (по методике А.Р. Лурии, «Заучивание 10 слов», 1997)

С помощью данной методики также можно посмотреть уровень утомляемости и активности внимания.

Экспериментатор использует заранее подобранные слова, не имеющие между собой связи, фиксирует их последующее называние испытуемым, с помощью знаков «+» и «-» в бланке, где отведены несколько строк под номерами (№1-№5) для результатов соответственно первого, второго, и т.д. воспроизведения.

Первый этап:

Инструкция: «Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда закончу читать, сразу повтори те слова, которые запомнишь. Повторять можно в любом порядке. Понятно?»

Второй этап:

Инструкция: «Сейчас я снова прочту те же самые слова. Ты опять должен повторить их, и те, которые назвал в первый раз, и те, которые пропустил».

Перед следующими прочтениями экспериментатор просто говорит: «Ещё раз».

Через час ребёнку необходимо повторить те же слова, но уже без предварительного прочтения их экспериментатором.

Примечание: экспериментатор читает слова медленно и чётко.

По полученному протоколу составляется «кривая утомляемости». По ней так же можно проанализировать особенности устойчивости и объёма внимания. Если кривая на графике снижается, то можно говорить о высокой утомляемости и низком уровне устойчивости слухового внимания. Если «кривая» имеете форму «плато», то можно говорить об эмоциональной вялости ребёнка, отсутствии у него заинтересованности. Если «кривая» поднимается вверх, то можно говорить о высоком уровне устойчивости и объёма слухового внимания.

Материал для повторения: лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, конь, гриб, игла, мёд.

Оценка результатов (оценивается безошибочное воспроизведение)

5 баллов – ребёнок воспроизвёл все 10 слов за 6 или меньше попыток.

4 балла – ребёнок воспроизвёл за 6 попыток 8-9 слов.

3 балла - ребёнок за 6 попыток 4-7 слов.

2 балла - ребёнок воспроизвёл за 6 попыток 2-3 слова.

1 балл - ребёнок воспроизвёл за 6 попыток не более 1 слова.

Выводы об уровне развития сформированности объёма и устойчивости слухового внимания:

5 баллов – очень высокий.

4 балла – высокий.

3 балла – средний.

2 балла – низкий.

1 балл – очень низкий.

Исследование концентрации и устойчивости слухового внимания (методика «Графический диктант»)

С помощью данной методики можно выявить особенности уровня сформированности концентрации и устойчивости слухового внимания у дошкольников.

Ребёнку предлагается выполнить задание под диктовку взрослого. Задание выполняется на тетрадном листе в клетку. По количеству ошибок допускаемых ребёнком можно определить не только уровень сформированности концентрации и устойчивости внимания, так же можно проследить и уровень сформированности умения ориентироваться на листе бумаги.

Для выполненья задания потребуется лист в клетку, простой карандаш, протокол для фиксации параметров.

Инструкция: «Сейчас мы будем рисовать красивые узоры. Слушай меня внимательно, я буду говорить тебе как проводить линии, а ты рисуй то, что я диктую. Вспомни, где у тебя правая рука? Верно, это та, в которой карандаш. Вытяните её в сторону, куда она показывает? Значит, когда я скажу, что надо провести линию направо, вы проведёте её в эту сторону.

Покажите левую руку. Когда я скажу «налево», вы поведёте линию в левую сторону. Задание понятно?»

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Классификация активных методов и форм обучения
На данный момент разработано много разнообразных методов и форм обучения и порой бывает сложно выбрать основу классификации. Однако, ряд классификаций, все же существует. Вот некоторые из них. 1. Методы по характеру учебно-познавательной деятельности · неимитационные методы; · имитационные методы. Характерной чертой неимитационных занятий является отсутствие модели изучаемого процесса или деятель ...

Использование компьютера на уроках
В настоящее время во всех школах идет раннее обучение иностранному языку. И порой недостаточно использовать традиционные средства обучения, такие как учебник, картинки и тому подобное. Поэтому все чаще учителя иностранных языков стали использовать на своих уроках компьютер. Основной причиной использования компьютерных программ можно считать то, что часто на уроках иностранного языка процесс вовле ...

Главные разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru