Особенности среды приюта

Социальные приюты – это образовательно-воспитательные учреждения, где детям и подросткам оказывают помощь по разрешению их жизненных проблем.

Особенность приютов состоит в том, что это учреждение временного пребывания. Поскольку программа реабилитации индивидуальна для каждого ребенка, сроки пребывания в приюте так же индивидуальны. Ребенок сам может попросить убежище в приюте до решения его дальнейшей судьбы.

Попадая в приют, дети получают психическую травму. У большинства детей развивается чувство неуверенности в себе, тревоги. Искажается образ взрослого из друга, советчика он превращается в опасного и злостного. Это вызывает страх у ребенка, тревогу. Поэтому необходимо изменять образ взрослого в глазах ребенка. Ю.Б. Гиппенрейтер рекомендует:

1. Безусловно принимать ребенка.

2. Активно слушать его переживания и потребности.

3. Бывать (читать, играть, заниматься) вместе.

4. Не вмешиваться в занятия, с которыми он справляется.

5. Помогать, когда просит.

6. Поддерживать успехи.

7. Делиться своими чувствами (доверять).

8. Конструктивно разрешать конфликты.

9. Использовать в повседневном общении приветливые фразы.

10. Обнимать не менее 4-х, а лучше по 8 раз в день.

Ребенок чувствует себя одиноким, никому не нужным, это вызывает негативные эмоции. Если до 5 – 6 лет не принимаются необходимые действия, направленные для изменения недостатков воспитания ребенка, то они начинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера.

В приютах предметная среда обновляется очень редко. Многие вещи, которые доступны детям из нормальной семьи, детям из приюта не доступны. Они могут играть лишь с теми игрушками, которые им дают. Воспитатель не в силах, физически, уделить всем равное внимание. Если в нормальной семье родители рассказывают ребенку, например, о разных профессиях, то у детей из приюта такого опыта нет.

В помещении, предназначенном для пребывания детей, все сделано для того, чтобы взрослый каждую минуту мог надзирать за их деятельностью. Все дети большую часть времени находятся в общей групповой комнате, которая целиком просматривается с "воспитательского" места.

Они не ходят рано утром в садик, как дети из нормальных семей. У них не складывается впечатление, что взрослые торопятся каждое утро, чтобы заработать деньги и купить покушать.

Нет возможности укрыться от глаз сверстников и взрослых ни для игры, ни для отдыха, ни для размышлений.

Все помещение резко "зонированно". В определенной "зоне" можно заниматься определенной деятельностью. На все остальные виды деятельности в этой "зоне" накладывается запрет. Нельзя играть в спальне, брать карандаши, книги в кукольный уголок.

Дух казарменности делает статичным все то, что должно быть в динамике (застывшая структура предметной среды) и наоборот, изменяет то, что желательно иметь как постоянное (сменность воспитателей).

В функции воспитателя входит очень много обязанностей (см. Приложение № 2). Воспитатель организует занятия с детьми, игры. Но, главным принципом является следить за безопасностью детей, т.к. в группе их может находиться более десяти человек. Воспитатель работает с 9 утра до 9 вечера, следующий с 9 вечера до 9 утра и т.д. Всего на группе пять воспитателей.

Таким образом, происходит ограничение возможностей воспитателя, а обедненная предметная среда не провоцирует познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций и чувств (10). Условная доступность многих предметов из бытового обихода, среда (отсутствие личного пространства, невозможность укрыться от глаз) не способствует снятию тревоги, неуверенности в себе, других последствий психической травмы.


Похожие статьи:

Сущность гуманистического воззрения человека
Человек как самоцель развития, как критерий оценки общественного прогресса выступает поэтому как гуманистический идеал. Поступательное движение к этому идеалу связано с гуманизацией жизни общества, в центре планов и забот которого должен стоять человек со всеми своими нуждами, интересами, потребностями. Его сущность во многом определяется тем, какой системы ценностей он придерживается, что побужд ...

Роль досугов в обучении детей старшего возраста двигательным умениям и навыкам
Известно, что в результате учебной деятельности, связанной с длительным поддержанием статической позы у детей развивается утомление, падает активность, внимание, понижается восприятие. Выполнение физических упражнений вызывает активную работу мышц, а это в свою очередь усиливает кровообращение и тем самым повышает интенсивность работы сердца, активизирует деятельность нервной системы, повышает то ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru