Психологический и педагогический подходы к пониманию саморазвития

Новая педагогика » Современные подходы к профессиональному саморазвитию студентов » Психологический и педагогический подходы к пониманию саморазвития

Страница 2

С. Л. Рубинштейн писал, что личность характеризуется таким уровнем психического развития, который позволяет сознательно управлять собственным поведением и деятельностью.

Словом, развитие включает определенную сознательную деятельность субъекта по развитию своей «самости», предполагает познавательный поиск личностью идеала, эталона в социуме, культуре

Многие авторы видят в саморазвитии прежде всего собственную активность человека в изменении себя, в раскрытии и обогащении своих духовных потребностей, творчества, всего личностного потенциала, в реализации веры в возможность самовоспитания в процессе естественного физиологического, физического, психического и социального развития.

Н. В. Калинина в своем исследовании «Саморазвитие студентов педагогического колледжа в условиях учебной деятельности» вслед за

И. Б. Сенновским и П. И. Третьяковым определяет следующие структурные компоненты саморазвития студентов: рефлексивный; самопознания; самоопределения; саморегулирующий и самореализации. То есть работа студента по самоизменению в условиях учебной деятельности начинается с критического отношения к себе, к результатам своей деятельности. Это стимулирует студентов к изучению и оценке своих личностных особенностей, познанию собственного внутреннего мира. Самопознание активизирует самоопределение, которое приводит студента к самостоятельному выбору учебных целей, задач. Саморегуляция служит условием и средством осуществления самореализации, возможную при разрешении противоречия между «хочу» и «могу». Самореализация позволяет максимально проявить свой потенциал в учебных ситуациях, включая как отношение к заданию, так и отношения с другими участниками учебной работы.

С. А. Беличева также выделила показатели саморазвития личности, являющиеся основой личностной характеристики будущего социального педагога. К ним относятся: наличие положительно ориентированных жизненных планов, профессиональных намерений, отношение к учебной деятельности, развитие полезных знаний, навыков, интересов, адекватность отношения к педагогическим воздействиям, коллективистские проявления, критичность, способность правильно оценивать других, самокритичность, самоанализ, способность к сопереживанию, эмпатия, волевые качества, внешняя культура поведения, отказ от употребления алкоголя, курения, сквернословия.

Основываясь на вышеизложенном, мы можем сделать вывод, что процесс саморазвития — это процесс целенаправленной деятельности личности по непрерывному самоизменению, сознательному управлению своим развитием, выбор целей, путей и средств самосовершенствования сообразно жизненным установкам.

То есть в жизни и развитии личности определяющими делаются ее внутренние усилия «состояться» во всех направлениях жизни. А поскольку человек — существо социальное, процесс саморазвития не может осуществляться без включения субъекта в активный деятельностный процесс, играющий большую роль в его развитии. Следовательно, здесь уже имеет смысл говорить о профессиональном развитии личности.

Страницы: 1 2 


Похожие статьи:

Сущность гуманистического воззрения человека
Человек как самоцель развития, как критерий оценки общественного прогресса выступает поэтому как гуманистический идеал. Поступательное движение к этому идеалу связано с гуманизацией жизни общества, в центре планов и забот которого должен стоять человек со всеми своими нуждами, интересами, потребностями. Его сущность во многом определяется тем, какой системы ценностей он придерживается, что побужд ...

Особенности переключения и устойчивости зрительного внимания
Для того чтобы представить более полную картину об уровне сформированности переключения и устойчивости зрительного внимания у дошкольников, и о том насколько внимательны были дети при выполнении задания, следует отметить и то, как вели себя дошкольники разных групп при выполнении задания. Сразу же отметим, что в группе дошкольников, страдающих заиканием, дети по-разному отнеслись к выполнению зад ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru