С. Л. Рубинштейн писал, что личность характеризуется таким уровнем психического развития, который позволяет сознательно управлять собственным поведением и деятельностью.
Словом, развитие включает определенную сознательную деятельность субъекта по развитию своей «самости», предполагает познавательный поиск личностью идеала, эталона в социуме, культуре
Многие авторы видят в саморазвитии прежде всего собственную активность человека в изменении себя, в раскрытии и обогащении своих духовных потребностей, творчества, всего личностного потенциала, в реализации веры в возможность самовоспитания в процессе естественного физиологического, физического, психического и социального развития.
Н. В. Калинина в своем исследовании «Саморазвитие студентов педагогического колледжа в условиях учебной деятельности» вслед за
И. Б. Сенновским и П. И. Третьяковым определяет следующие структурные компоненты саморазвития студентов: рефлексивный; самопознания; самоопределения; саморегулирующий и самореализации. То есть работа студента по самоизменению в условиях учебной деятельности начинается с критического отношения к себе, к результатам своей деятельности. Это стимулирует студентов к изучению и оценке своих личностных особенностей, познанию собственного внутреннего мира. Самопознание активизирует самоопределение, которое приводит студента к самостоятельному выбору учебных целей, задач. Саморегуляция служит условием и средством осуществления самореализации, возможную при разрешении противоречия между «хочу» и «могу». Самореализация позволяет максимально проявить свой потенциал в учебных ситуациях, включая как отношение к заданию, так и отношения с другими участниками учебной работы.
С. А. Беличева также выделила показатели саморазвития личности, являющиеся основой личностной характеристики будущего социального педагога. К ним относятся: наличие положительно ориентированных жизненных планов, профессиональных намерений, отношение к учебной деятельности, развитие полезных знаний, навыков, интересов, адекватность отношения к педагогическим воздействиям, коллективистские проявления, критичность, способность правильно оценивать других, самокритичность, самоанализ, способность к сопереживанию, эмпатия, волевые качества, внешняя культура поведения, отказ от употребления алкоголя, курения, сквернословия.
Основываясь на вышеизложенном, мы можем сделать вывод, что процесс саморазвития — это процесс целенаправленной деятельности личности по непрерывному самоизменению, сознательному управлению своим развитием, выбор целей, путей и средств самосовершенствования сообразно жизненным установкам.
То есть в жизни и развитии личности определяющими делаются ее внутренние усилия «состояться» во всех направлениях жизни. А поскольку человек — существо социальное, процесс саморазвития не может осуществляться без включения субъекта в активный деятельностный процесс, играющий большую роль в его развитии. Следовательно, здесь уже имеет смысл говорить о профессиональном развитии личности.
Похожие статьи:
Особенности речевого развития детей младшего
школьного возраста
Сальникова Татьяна Петровна выделяет несколько условий без соблюдения, которых речевая деятельность невозможна. Потребность в высказывании - условие возникновения и развития речи. Без потребности выразить свои стремления, чувства, мысли человек не заговорил бы. Следовательно, методическим условием развития речи учащихся является создание ситуаций, вызывающих у школьников потребность высказываться ...
Формирование этнокультурной компетентности
В настоящее время, обособленное существование народов и культур становится невозможным, так как интенсификация миграционных и демографических процессов, увеличение числа этнических смешенных семей, образование многонациональных коллективов в социальных институтах значительно расширяют рамки межэтнического взаимодействия. Все это обуславливает и преобразование социальной среды, характерной особенн ...