Самостоятельная работа и производственная практика как методы профессионального саморазвития

Новая педагогика » Современные подходы к профессиональному саморазвитию студентов » Самостоятельная работа и производственная практика как методы профессионального саморазвития

Страница 1

В последние годы возрастает роль компетентностного подхода к подготовке специалистов, а также самостоятельной работы специалистов, и в связи с этим, особую значимость в практике современного образования приобретают формы и методы работы, которые стимулируют самостоятельность и творчество студентов. (Рис 5)

Рисунок 5 Методы профессионального саморазвития студентов

Известно, что личность, ее способности и качества формируются и проявляются в активной деятельности. Производственная практика занимает особое место в формировании профессиональной адаптации будущих специалистов. Она является связующим звеном между теоретической подготовкой студентов в учебном заведении и практической работой на предприятии.

Не только основные дисциплины, но и научно-исследовательская работа студентов, формирование умений вести внеклассную работу по предмету, использовать технические средства обучения, справочную и методическую литературу составляют основу профессиональной подготовки будущего специалиста.

Основными задачами производственной практики являются:

- углубление и закрепление теоретических знаний студентов;

- формирование и развитие специальных умений и навыков, профессионального сознания и профессионально-значимых качеств личности;

- формирование профессиональной культуры будущего специалиста, его творческого мышления, индивидуального стиля профессиональной деятельности и исследовательского подхода к ней;

- развитие потребностей личности будущего специалиста в самообразовании.

Производственная практика имеет комплексный характер, что предполагает обучение студентов отдельным видам практической деятельности. В ее структуру входят:

- учебная практика (практика наблюдений и показательных уроков);

- производственная практика (введение в специальность, практика пробных действий, практика работы по специальности);

- преддипломная практика.

Решающим и необходимым условием организации практической подготовки является разносторонняя ориентация студента на все сферы профессиональной деятельности: взаимодействие с коллегами и его организация, исследовательско-поисковая работа и овладение ее методикой.

Непрерывная практика помогает реально формировать в условиях естественного рабочего процесса методическую рефлексию, когда для будущего профессионала предметом его размышлений становятся средства и методы собственной деятельности, процессы выработки и принятия практических решений.

Успешность профессионального становления зависит от того, насколько сочетается эффективная подготовка с благоприятными в творческом отношении условиями на практике; от действенности подготовки - умения студентов применять знания на практике, ориентироваться в сложных рабочих ситуациях, от мировоззренческой зрелости студента-стажёра, молодого специалиста, его эмоционально-волевой готовности принять на себя в полной мере профессиональную ответственность.

Процесс саморазвития тесно связан с самостоятельностью как качеством личности. Эта связь проявляется в том, что потребность саморазвития при положительных эмоциях формирует такую устойчивую и социально значимую черту личности, как самостоятельность. Самостоятельность как необходимая черта личности будущего специалиста формируется в процессе учебной деятельности, которая, в свою очередь, является условием саморазвития личности и оказывает влияние на профессиональное саморазвитие студента.

В процессе самостоятельной учебной деятельности студент не только повышает свой интеллектуальный уровень, но также изменяется его система саморегуляции, у него формируется потребность ставить учебные задачи, он учится корректировать и оценивать свою деятельность.

Студент начинает стремиться к созданию конечного продукта высокого качества, становится всё более самостоятельным в организации всех компонентов учебного процесса, в применении усвоенных приёмов деятельности, в планировании своей деятельности, начинает более творчески подходить к решению учебных задач. Молодой человек учится жить и работать в коллективе, налаживать правильные межличностные отношения.

Участвуя в самостоятельной учебной деятельности, студент и самоопределяется, и самореализуется, и самосовершенствуется, учится саморегулировать свою деятельность и овладевать приёмами реабилитации, т.е. продвигается по пути профессионального саморазвития. Следовательно, поскольку самостоятельная учебная деятельность основана на процессах самости, то её непосредственное влияние происходит на саморазвитие личности вообще и на профессиональное саморазвитие в частности.

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Практические рекомендации родителям по развитию просодического компонента речи детей старшего дошкольного возраста детей с ЗПР
В настоящее время проблемы просодической организации речевого высказывания детей с замедленным психическим развитием выдвигаются на первый план не только в лингвистике, психолингвистике, теории коммуникации, но и в методике обучения языку, и в частности, в методике коррекционного обучения. - Причины нарушения просодического компонента речи могут быть вызваны артикуляционным нарушением. Необходимо ...

Учим через игру
В начальных классах, особенно в первом классе, работа по энергосбережению реализуется посредством максимального использования дидактических игр с передачей информации в занимательной форме от лица каких-то условных и сказочных персонажей. Познавательная деятельность учеников основана на восприятии материала в основном из устных источников, осмысления полученной информации, ее усвоении в виде знан ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru