Педагогические условия ознакомления дошкольников с произведениями графики

Новая педагогика » Теоретические основы познавательного развития дошкольников художественной деятельностью » Педагогические условия ознакомления дошкольников с произведениями графики

Страница 2

Наряду с рассматриванием можно провести игры «Найди похожую картинку» (по настроению), «Кто здесь лишний?» (среди 3–5 иллюстраций надо найти персонаж, который не подходит к подобранным картинкам по настроению и выразительным средствам, передающим его), «Угадай, о чем рассказал художник», «Кому весело, кому грустно?» (подобрать вместе иллюстрации, передающие веселые или, наоборот, грустное настроение).

Можно взять иллюстрации к сказкам «Снегурочка» (рисунки А. Пахомова), Ш. Перро «Красная Шапочка», Л. Толстого «Три медведя» (рисунки Ю. Васнецова), Н. Носова «Мишкина кашка» (рисунки И. Семенова), С. Маршака «Тихая сказка» (рисунки В. Лебедева) и сказки «Лисичка со скалочкой (рисунки Ю. Васнецова).

При сравнении иллюстраций к сказкам Л. Толстого «Три медведя» и Ш. Перро «Красная Шапочка» воспитателю следует задать вопросы: «О чем рассказано на этой картинке? Какое время дня изобразил художник? Как вы это узнали?».

Целенаправленная работа над иллюстрациями (и особенно сравнение контрастных) развивает способность понимать художественный образ через восприятие выразительных средств (жест, мимика, композиция, цвет и др.), повышает интерес к книге, глубже раскрывает ее идею, развивает познавательную активность детей старшего дошкольного возраста.

Сравнение иллюстраций способствует также развитию навыков в изобразительной деятельности.

Через иллюстрацию в книге ребенок познает мир, поэтому очень важно, чтобы для занятий отбирались такие рисунки, которые представляют собой подлинное художественное произведение искусства.

Согласно психологическим исследованиям Б.М. Теплова о необходимости сочетания компонентов художественной деятельности (процессов восприятия, исполнительства, творчества) и ее влиянии на художественное развитие ребенка нами выдвинуто предположение, обучение детей изображению графических форм на основе восприятия художественных средств книжной графики будет способствовать созданию детьми выразительных образов в рисунке, проявлению творчества при передаче форм предметов. Такое влияние графики на выразительность в детских рисунках возможно благодаря эмоциональному отклику детей на художественные образы иллюстраций, наглядному ознакомлению с приемами их создания. Детям необходимо овладеть способностями восприятия художественных средств иллюстраций, получить определенные знания о художественной значимости рисунка как важнейшего изобразительно-выразительного средства в создании целостного графического образа.

Например, в иллюстрациях В. Конашевича, В. Лебедева, Ю. Васнецова, Е. Чарушина внимание детей следует обращать на способы передачи движения персонажей. При рассматривании иллюстрации Е. Чарушина к книге «Болтливая сорока» воспитатель может объяснять следующим образом: «Чтобы показать, как лиса быстро бежит, художник нарисовал передние ноги ее сильно выдвинутыми вперед, а задние – назад. Тело лисы вытянуто при беге, спина прогнулась вниз во время прыжка». Рассматривая иллюстрации в книгах, дети наглядно убедятся, какого выразительного эффекта достигает художник, используя ту или иную технику работы различными изобразительными материалами .

Каждый раз педагог должен стараться так преподнести иллюстрации художников, чтобы они вызывали интерес и находили отклик у детей. Для этого следует использовать образные сравнения, определения, даваемые детьми и воспитателем персонажам иллюстраций; домысливание событий, которыми может закончиться изображенный сюжет; придумывание названий к иллюстрациям и рассказов по ним и т.д.

Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие статьи:

Сочетание семейного и общественного воспитания
Продолжая семейное воспитание чрезвычайно важно найти ключ к сочетанию воспитания семейного и общественного, потому что сочетание такое желательно и совершенно необходимо. Ведь в ранние годы жизни ребенка семья нужна для формирования определенных областей человеческого сознания, человеческой психологии, и отсутствие ее влечет за собой печальные и далеко идущие последствия, такие, например, как пр ...

Активные формы и методы обучения
Разработано много форм и методов активного обучения на уроках биологии. Это и работа в малых группах, и дискуссии, турниры, диспуты, дебаты, “мини-уроки”, брейнсторминг (мозговой штурм), деловые игры, имитационные игры, ситуационные упражнения, задачи, проблемы, упражнения, “Puzzle” и др. Эти формы и методы на уроках биологии можно применять как для преподавания, усвоения нового материала, так и ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru