Саморазвитие человека как личности является не только объектом исследования, но и показателем оценки благополучного развития общества и его воспроизводящего института – образования, осуществляемого сегодня, в своей изначальной основе как воспитание.
Усиление внимания к проблеме саморазвития студента сопряжено с пониманием ее определяющей роли в развитии неординарно мыслящей, свободной личности, предъявлением более высоких требований к таким качествам как активность, инициативность, самостоятельность, способность и готовность к саморазвитию. Процесс личностного и профессионального саморазвития протекает на всем протяжении профессионального пути, и студентам необходимо уделять внимание перспективам своего профессионального развития.
Профессиональное саморазвитие студента ведет к непрерывному самообразованию как специалиста, так как вне самообразования идея личностного и профессионального развития специалиста неосуществима. Перспективой развития общества является трансформация деятельности в самодеятельность, развития в саморазвитие, образования в самообразование.
Окончание высшего учебного заведения не означает для студента завершения обучения и достижения им вершин профессионального мастерства. Скорее наоборот — именно с этого момента и начинается трудный путь к подлинному профессионализму. ВУЗ дает только минимально необходимую базу знаний, умений и навыков, формирует определенную систему взглядов и убеждений, помогает студентам определиться со смыслами своей будущей деятельности.
Опыта, без которого невозможно становление профессионала, у выпускника вуза нет. Должно пройти еще немало времени, пока он станет способен не только знать как надо, но и спонтанно делать как надо. В выбранной специальности нельзя остановиться в развитии, нельзя прекратить свой профессиональный рост, удовольствовавшись достигнутым уровнем. Если это произойдет, сразу начинается откат назад, потеря завоеванных позиций. В науке это называется профессиональной стагнацией и регрессией.
Поэтому для студентов, желающих продолжать профессиональное саморазвитие перспективной возможностью становится магистратура. В условиях Болонского процесса магистратура приобретает особое значение. Магистерская подготовка более индивидуализирована. На уровне специализированной магистерской подготовки происходит синтез уже имеющихся знаний, их углубление. Представляется возможность реализации индивидуальной образовательной программы, позволяющей раскрыть профессиональные способности магистранта.
Показателем качества магистерской подготовки является уровень профессионального развития магистранта. Поэтому необходимо выделить компоненты, образующие основу процесса саморазвития.
Потребностно-целевой компонент. Этот компонент включает социально значимые цели образования, переведенные в мотивацию учебной деятельности магистрантов. Достижение цели на уровне личности осуществляется на основе сложного психологического механизма с постепенным формированием психологических новообразований (потребность - переживание - действие). Известно, что ядро личности составляет система ценностей, которые определяют жизненную траекторию индивида. Поэтому профессиональное обучение и воспитание начинаются с актуализации потребностей как переживания индивида, непосредственно влияющие на все действия.
Содержательный компонент включает в себя содержание основной образовательной программы. Отбор учебного материала при этом проводится с целью организации педагогической деятельности, направленной на развитие интеллектуально-познавательной, эмоционально-ценностной, духовно-культурной, волевой и физической сторон личности, а также выполнения функций личности на разных уровнях их сложности. Поэтому отобранная информация должна быть доступна; обладать целостностью и системностью. Качественное образование определяется его содержанием: «конкретные, глубокие, а не поверхностные знания». Этого магистранты ждут не меньше, чем «полезной» профессии. Высшее образование должно давать не только профессию, но и личностный, интеллектуальный рост. В магистратуре это еще и научно-исследовательская работа по актуальной проблеме выбранного студентов исследования в области образования.
Похожие статьи:
Работа педагога по организации опытнической деятельности старших
дошкольников
На протяжении дошкольного возраста вкус к познанию окружающего мира у ребенка возрастает. Следует содействовать этому интересу, удовлетворений познавательной потребности ребенка путем детского экспериментирования. Пусть ребенок получит возможность ко всему прикоснуться, попробовать, понюхать. Пусть он получит удовольствие от ощущений теплого и холодного песка, от «приготовления пирожков», палаток ...
Особенности концентрации и распределения
зрительного внимания
С этим заданием дети обеих групп справились достаточно успешно, и за выполнение получили очень хорошие баллы. Из всех заданий на исследование свойств зрительного внимания, это задание оказалось для детей самым простым. Оценку в пять баллов, что характеризует уровень сформированности концентрации и распределения внимания, как очень высокий, в контрольной и экспериментальной группах, получили равно ...