Перспективы саморазвития по окончании ВУЗа

Страница 1

Саморазвитие человека как личности является не только объектом исследования, но и показателем оценки благополучного развития общества и его воспроизводящего института – образования, осуществляемого сегодня, в своей изначальной основе как воспитание.

Усиление внимания к проблеме саморазвития студента сопряжено с пониманием ее определяющей роли в развитии неординарно мыслящей, свободной личности, предъявлением более высоких требований к таким качествам как активность, инициативность, самостоятельность, способность и готовность к саморазвитию. Процесс личностного и профессионального саморазвития протекает на всем протяжении профессионального пути, и студентам необходимо уделять внимание перспективам своего профессионального развития.

Профессиональное саморазвитие студента ведет к непрерывному самообразованию как специалиста, так как вне самообразования идея личностного и профессионального развития специалиста неосуществима. Перспективой развития общества является трансформация деятельности в самодеятельность, развития в саморазвитие, образования в самообразование.

Окончание высшего учебного заведения не означает для студента завершения обучения и достижения им вершин профессионального мастерства. Скорее наоборот — именно с этого момента и начинается трудный путь к подлинному профессионализму. ВУЗ дает только минимально необходимую базу знаний, умений и навыков, формирует определенную систему взглядов и убеждений, помогает студентам определиться со смыслами своей будущей деятельности.

Опыта, без которого невозможно становление профессионала, у выпускника вуза нет. Должно пройти еще немало времени, пока он станет способен не только знать как надо, но и спонтанно делать как надо. В выбранной специальности нельзя остановиться в развитии, нельзя прекратить свой профессиональный рост, удовольствовавшись достигнутым уровнем. Если это произойдет, сразу начинается откат назад, потеря завоеванных позиций. В науке это называется профессиональной стагнацией и регрессией.

Поэтому для студентов, желающих продолжать профессиональное саморазвитие перспективной возможностью становится магистратура. В условиях Болонского процесса магистратура приобретает особое значение. Магистерская подготовка более индивидуализирована. На уровне специализированной магистерской подготовки происходит синтез уже имеющихся знаний, их углубление. Представляется возможность реализации индивидуальной образовательной программы, позволяющей раскрыть профессиональные способности магистранта.

Показателем качества магистерской подготовки является уровень профессионального развития магистранта. Поэтому необходимо выделить компоненты, образующие основу процесса саморазвития.

Потребностно-целевой компонент. Этот компонент включает социально значимые цели образования, переведенные в мотивацию учебной деятельности магистрантов. Достижение цели на уровне личности осуществляется на основе сложного психологического механизма с постепенным формированием психологических новообразований (потребность - переживание - действие). Известно, что ядро личности составляет система ценностей, которые определяют жизненную траекторию индивида. Поэтому профессиональное обучение и воспитание начинаются с актуализации потребностей как переживания индивида, непосредственно влияющие на все действия.

Содержательный компонент включает в себя содержание основной образовательной программы. Отбор учебного материала при этом проводится с целью организации педагогической деятельности, направленной на развитие интеллектуально-познавательной, эмоционально-ценностной, духовно-культурной, волевой и физической сторон личности, а также выполнения функций личности на разных уровнях их сложности. Поэтому отобранная информация должна быть доступна; обладать целостностью и системностью. Качественное образование определяется его содержанием: «конкретные, глубокие, а не поверхностные знания». Этого магистранты ждут не меньше, чем «полезной» профессии. Высшее образование должно давать не только профессию, но и личностный, интеллектуальный рост. В магистратуре это еще и научно-исследовательская работа по актуальной проблеме выбранного студентов исследования в области образования.

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Цель и задачи деятельности классного руководителя
компетентностный внеклассный учащийся воспитание Работа классного руководителя должна быть ориентирована на кодекс школы и традиционные правила высокой общечеловеческой и национальной культуры. Цель деятельности классного руководителя – создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе. Выделяют пять основных задач, решение которых позв ...

Описание методики работы по воспитанию наблюдательности у детей в процессе ознакомления с комнатными растениями
Ко времени прихода детей в детский сад воспитатель должен позаботиться о том, чтобы в группе находились цветущие комнатные растения, а также яркие красивые леечки без ситечек. Воспитывая у детей интерес к таинственному миру растений, дети знакомятся с конкретными видами комнатных растений, узнают их названия, характерные особенности. Узнают, что они живые существа и у них есть потребности в опред ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru