Организация эксперимента по формированию психологической готовности старших дошкольников к школьному обучению

Новая педагогика » Формирование психологической готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста » Организация эксперимента по формированию психологической готовности старших дошкольников к школьному обучению

Страница 2

Основой воображения являются образы. Образы воображения опираются на образы памяти, но существенно отличаются от них. Образы памяти – это неизменные, по возможности правильные образы прошлого. Образы воображения изменены и отличаются от того, что можно наблюдать в реальности.

Воображение имеет несколько степеней активности. Самая низкая степень проявляется во сне, когда мы воспринимаем какие-либо картины или образы независимо от своего желания.

Приемы развития воображения разнообразны. Так, еще Леонардо да Винчи советовал для этой цели разглядывать облака, трещины стен, пятна и находить в них сходство с предметами окружающего мира. Ценные рекомендации по развитию детского воображения дает известный итальянский писатель Джанни Родари в книге «Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй». В частности, он предлагает развивать словесное творчество ребенка через предъявление ему пар слов для придумывания историй, соседство которых было бы необычным. Например, Золушка – пароход, трава – сосульки и т.п.

Дошкольникам мы предложили такие упражнения для развития воображения.

Нарисуй, как ты себе представляешь животное с другой планеты; самый необычный домик; доброго волшебника в детстве.

Я назову тебе любую известную детскую сказку. Расскажи ее так, чтобы в ней все было «наоборот» (заяц охотится за волком, слон величиной с горошину, а мышка – с гору и т.п.).

Представь себе, что на люстре в комнате сидит гномик. Расскажи, что и как он видит оттуда.

Соедини в связный рассказ эти два предложения: «Далеко на острове произошло извержение вулкана…» –»… поэтому сегодня наша кошка осталась голодной»; «По улице проехал грузовик…» –»… поэтому у Деда Мороза была зеленая борода»; «Мама купила в магазине рыбу…» –»… поэтому вечером пришлось зажигать свечи».

Вообрази, что ты превратился в тигра, который пробирается в джунглях; робота; парящего над скалами орла; королеву Франции; инопланетянина; кипящую кастрюлю; авторучку, в которой кончились чернила. Изобрази все это в движении.

Воображение играет очень важную роль в жизни ребенка. С одной стороны, это полет фантазии, которая вызывает бурю эмоций, а с другой – способ постижения мира, который снимает временные и пространственные ограничения. Благодаря воображению можно перенестись в прошлое и будущее, представить и создать то, чего пока не существует в реальности. Это расширяет мир возможностей, вдохновляет познание и творчество.

Развитие интеллектуальных способностей.

«Сходство и различие»

Предложите ребенку указать сходство и различие следующих пар слов:

Книга – тетрадь День – ночь

Лошадь – корова Дерево – куст

Телефон – радио Помидор – огурец

Самолет – ракета Стол – стул

«Поиск противоположного объекта»

Называя какой-либо предмет (например, сахар), надо назвать как можно больше других, противоположных данному. Надо найти противоположные объекты по функции «съедобное – несъедобное», «полезное – вредное» и др., по признаку (размеру, форме, состоянию) и др.

«Поиск аналогов».

Называется какое-нибудь слово, например, портфель. Необходимо придумать как можно больше «аналогов», т.е. других предметов, сходных с ним по разным существенным признакам (сумка, мешок, рюкзак и т.д.)

«Аналогии по признакам».

Выпишите в столбик признаки заданного предмета, например, портфель, и предложите ребенку назвать эти признаки, встречающиеся в других предметах (объемность, прочность, устройство для переноски и др.).

«Составить предложение из трех слов».

Берутся три слова: обезьяна, самолет, стул. Требуется составить как можно больше предложений, которые включали бы эти три слова (можно изменять падежи и использовать аналоги слов).

Назвать одним словом группу предметов. Многие конкретные предметы мы называем одним словом. Например, березу, сосну, дуб и др. называем деревьями.

Предложите ребенку назвать одним словом:

– стол, стул, шкаф – это…

– собака, кошка, корова – это…

– чашка, блюдце, тарелка – это…

– василек, ромашка, тюльпан – это…

Неумение обобщать – слабое звено интеллекта. Обычно ребенок ищет общее между предметами по внешнему признаку – цвету, форме.

– Ложка и шарик похожи: они оба из пластилина.

В школе пользуются обобщениями по существенному признаку. На основе таких обобщений строится умение рассуждать, мыслить.

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Выводы и рекомендации по использованию игровых технологий на уроках географии
Необходимо систематизировать полученные в ходе изучения литературы и подтвержденные исследованием, сведения о традиционной форме и инновационной форме урока. По проведенному исследованию можно сделать вывод, что традиционные и инновационные формы урока с применением игровых технологий имеют как недостатки, так и достоинства. Несмотря на высокую степень эффективности инновационных форм урока в про ...

Роль стихотворений и рифмовок для усвоения языкового материала
У детей обычно неустойчивое внимание. Поэтому обязательно в плане урока необходимо предусматривать виды работ, которые снимают напряжение, переключают внимание детей, вызывают положительное эмоциональное настроение. Разучивание рифмовок, стихов отвечает возрастным и психологическим особенностям детей. Они легко заучиваются, обладают такими признаками, как ритмичность, звуковая повторяемость. Разу ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru