Формирование психологической готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста

Новая педагогика » Формирование психологической готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста

В педагогической практике дошкольный возраст традиционно рассматривался как период, в течение которого психическое и личностное развитие ребенка как бы «дозревает» до того уровня, который позволит ему органично перейти к систематическому школьному обучению. До недавнего времени считалось (а некоторые убеждены в этом и до сих пор), что не имеет смысла предъявлять какие-либо особые требования к развитию ребенка-дошкольника, если оно находится в пределах возрастной нормы, что достижение ребенком 6–7-летнего возраста или поступление в школу автоматически приведет его к достижению требуемого уровня школьной зрелости. Опыт мировой и отечественной науки убеждает, что успешная учебная деятельность детей зависит от подготовленности их к школе. Образно готовность к школьному обучению можно сравнить с фундаментом здания: хороший крепкий фундамент – залог надежности и качества будущей постройки. Синонимом готовности детей к обучению в школе является понятие «школьная зрелость», которая в психолого-педагогической литературе трактуется как достигнутый уровень морфологического, функционального и интеллектуального развития ребенка, который позволяет ему успешно преодолевать нагрузки, связанные с систематическим обучением, новым режимом дня в школе. Проблема готовности к школе в последнее время стала очень актуальной из-за того, что к моменту поступления в школу большинство будущих первоклассников психологически не готовы к школьному обучению, хотя многие из них посещают до школы детские сады, группы по подготовке к школе, где педагоги делают упор не на развитие детей, а на обучение их навыкам счета, чтения и письма. Родители стремятся начать обучение своего ребенка как можно раньше, причем помимо детского сада его могут водить в спортивные секции, музыкальную школу, изостудию и т.д. Современные родители одержимы манией раннего обучения. Им невдомек, что слишком раннее обучение, сводящееся, как правило, к выработке навыков и умений в той или иной области, не способствует психическому развитию ребенка. Дети все меньше и меньше играют в традиционные игры, традиционные игры (сюжетно-ролевые и развивающие) все больше вытесняются компьютерными играми – это новая эпоха в развитии игр. Здесь и дидактические игры, и игры, похожие на сюжетно-ролевые, но в виртуальной реальности. Воздействие этих игр на психику ребенка и вообще человека можно будет оценить только через некоторое время, когда на них вырастет несколько поколений. В дошкольном детстве именно игра создает зоны ближайшего развития. Исчерпав свои возможности по созданию зон ближайшего развития, игра, как ведущая деятельность, уступает место учению (имеется в виду систематическое школьное обучение). Но до тех пор, пока зоны ближайшего развития образуются в игре, систематическое обучение не дает ничего существенного для психического развития ребенка, хотя и создает такую иллюзию за счет выработки у последнего новых умений и навыков, не имеющих ничего общего с психическим развитием. Не готовые к школе дети обречены на неуспеваемость.

Осознание обществом того факта, что поступивший в школу ребенок далеко не всегда обладает тем уровнем развития познавательных психических процессов и личностных качеств, который необходим для успешного обучения, вызвало к жизни проблему готовности к школьному обучению,

сначала в плане диагностики, а затем коррекции и специально организованной работы по подготовке ребенка к школе.

Этой проблеме посвящено множество исследований и монографий (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Г.М. Гуткина, И.В. Дубровина, Е.Е. Кравцова, А.А. Люблинская, В.С. Мухина, Н.Н. Поддъяков, К.Н. Поливанова, Е.О. Смирнова и др.).

Актуальность

этой проблемы определила тему моей работы «Формирование психологической готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста».

Цель исследования

: формирование психологической готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования

: дети старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования

: деятельность детей в детском саду, результатом которой является формирование психологической готовности к школьному обучению.

Гипотеза исследования:

более раннее

выявление уровня психологической готовности детей к школе позволит организовать коррекционно-развивающую работу с теми из них, кто имеет низкий и средний уровень готовности, с целью формирования у них умений и навыков, необходимых для успешного овладения учебной деятельностью.

Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования:

– теоретические – анализ психологической и педагогической литературы по проблеме;

– эмпирические – наблюдение, беседы, анкетирование, практический опыт.

– констатирующий и контрольный эксперименты с использованием различных диагностических методик по определению психологической готовности детей к обучению.

– контрольные задания для определения уровня усвоения знаний.

– формирующий эксперимент, нацеленный на разработку новых форм организации занятий в детском саду.


Похожие статьи:

Методические основы изучения тем «Обыкновенные дроби и проценты» в школе
Умение решать задачи на дроби и проценты в значительной мере определяются тем, как понятия дроби и процента предварительно сформированы у учащихся. Усвоение же этих понятий для многих учащихся связано с большими трудностями. Трудности в освоении дробей заключаются, в частности, в том, что ученику надо одновременно осмыслить количество долей (числитель), величину их (знаменатель) и осознать их отн ...

Значение подвижных игр в воспитании детей
Подвижная игра – сложная эмоциональная деятельность детей, основанная на движении и наличии правил, направлена на решение двигательной задачи. Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, ра ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru