Модели игровых уроков в географии

Страница 2

3. Действия за другого: попытка понять действия другого человека (например, директора заповедника и т.д.) через принятие в игре его установок (привычных способов действий и мышления) и помещение себя в обстоятельства его деятельности.

4. Перенос в современную ситуацию, например, заседание компетентной комиссии, которая должна была бы в современных условиях решать вопрос о строительстве целлюлозно-бумажного комбината на берегах озера Байкал.

5. Имитационная игра, или разыгрывание действия по определенному сценарию, который может быть связан с перипетиями решения вопроса, скажем, об использовании территории как места массового туризма или создании национального парка и т.д.

6. Общая тема в частном (персональном) преломлении, к примеру, общая задача ознакомления с природными процессами, переформулируется в виде: как родители могут помочь своему сыну-школьнику лучше узнать жизнь природы.

7. Непосредственное изучение социальных ситуаций, таких как "посетители рвут цветы рядом с аншлагом, запрещающим это", или "охотник в азарте нарушил правила охоты" и т.д., чтобы узнать, понять, какова "логика" действий людей в этих условиях.

8. Тренировка в исполнении роли, например, отработка действий охотинспекторов при задержании браконьера и т.п.

Планирование ролевой игры — это важнейший этап подготовки, на котором решается, как конкретно разыграть идею или ситуацию выбранным способом. Для этого организатору игры необходимо:

1. Выбрать конкретный материал, на котором будет проигрываться ситуация.

2. Наметить роли учеников.

3. Предусмотреть "реквизит", справочные материалы и т.д.

4. Обдумать, как начать и когда закончить разыгрывание ситуации.

5. Решить, как использовать результаты игры.

Выбор времени, подходящего для всех учеников, и места, удобного для разыгрывания ситуации (оно должно позволять свободное передвижение участников). Этим заканчивается содержательно-техническая подготовка к проигрыванию ролей.

Для создания "атмосферы" свободного разыгрывания ролевой ситуации необходимо помнить о некоторых важных моментах:

—Исключение порицания и критики. Учителю следует принять "рассужденческую" установку: могут иметь различные, более или менее продуктивные пути в исполнении ролей, но не может быть "правильных" и "неправильных", "лучших" и "плохих" путей. Учитель должен сказать: "Давайте ясно поймем одно, мы не должны смеяться ни над кем в этой аудитории".

—Полноценное участие учителя в разыгрывании ситуации. При этом учитель должен играть двойную роль, с одной стороны, он достаточно часто непосредственно вступает в исполнение роли вместе с учениками, а с другой стороны, остается объективным наблюдателем того, что происходит, и несет ответственность за общее направление в развитии процесса взаимодействия.

Имитационная игра есть частный (более структурированный) вариант "исполнения ролей". Она считается весьма эффективной и перспективной формой группового обучения навыкам действий в сложных, многоэтапно развертывающихся ситуациях и поэтому заслуживает специального внимания. Здесь действия участников разыгрываются по особому "сценарию", моделирующему какие-либо аспекты социальной действительности, что позволяет имитировать многие перипетии общественной жизни в учебной аудитории. Игровая ситуация характеризуется тем, что отдельные "игроки" не могут достичь своих целей, действуя в одиночку. В большинстве ситуаций требуется объединение усилий, ресурсов отдельных участников для достижения значимых целей. В ходе игры участники принимают на себя роли, соответствующие реальной действительности в имитируемой ситуации. Важное достоинство имитационных игр состоит в том, что они позволяют не просто усваивать содержание учебного предмета и знакомиться со структурой и деятельностью моделируемых социальных систем и институтов, — они дают обучаемым опыт коллективного принятия решения в большом ряде случаев, когда их практика в реальных условиях затруднена. Имитационная игра — сильный стимулятор активной учебной деятельности. Здесь достижение целей группы зависит от активности каждого участника, от умения планировать и осуществлять взаимодействие с другими и с преподавателем. Будучи чрезвычайно динамичным процессом, игра развивает навыки принятия решений, анализа ситуаций и "обратных связей", планирования действий на длительную перспективу, способствуя таким образом творческому применению знаний и личного опыта, накопленных ранее.

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Виды воображения
Существует несколько классификаций видов воображения, каждая из которых имеет в своём основании какой-либо из существенных признаков воображения: активность, связь с намерениями человека, самостоятельность создания новых образов. По признаку активности различают пассивное и активное воображение. Пассивным называют воображение, в котором образы рождаются самопроизвольно, без участия сознания и вол ...

Специфика курса ИТ в вузе
Системная модель обучения включает: входные знания, формируемые школьной программной по информатике и информационным технологиям; выходные знания, формируемые вузовской программой по информатике; методики обучения, определяющие эффективность обучения (время обучения и уровень компетенции). Общая характеристика учебной дисциплины информатика. Как и всякий феномен реальности, информационный процесс ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru