Модели игровых уроков в географии

Страница 3

Для целей природоохранного образования особенно ценной стороной игровой деятельности является динамическое воспроизведение взаимодействия природных и социальных процессов в рамках общей системы и времени. На первом этапе формулируется цель игры и дается необходимая исходная информация. На этом этапе участники игры должны четко представлять себе проблему, соотнести проблему с поставленной целью. Составить малые группы и организовать их работу. Учителю следует особое внимание обратить на формирование групп. Важно, чтобы была творческая группа. Здесь может быть несколько подходов. Более рациональным является подход, когда ученик самостоятельно выбирает определенную проблему и самостоятельно решает, с какой группой участников игры у него есть желание работать.

Второй этап — это самостоятельная работа учащихся в малых группах. Приступая к решению проблемы или задачи, участники деловой игры не владеют в достаточной степени знаниями и умениями разрешения подобных проблем. Однако они пытаются с помощью учителя вникнуть и глубоко понять проблему, вырабатывают навыки в анализе ситуации и проявляют способности личности. Здесь активно используется практический опыт каждого участника ролевой игры, осуществляется обмен опытом решения подобных проблем или задач, уточняются позиции и вырабатываются обобщающие выводы или решения. При коллективном обсуждении в малых группах необходимо, чтобы свою позицию, свою точку зрения имел возможность высказать каждый участник группы. Коллективное обсуждение проблемы выявит разные подходы и решения одной и той же проблемы.

Третий этап - это межгрупповая дискуссия. Каждая малая группа докладывает свой вариант разрешения рассматриваемой проблемы. Участники других малых групп выступают в качестве оппонентов, они задают вопросы, выступают с критическими замечаниями или в поддержку представленного проекта.

Мы рассматриваем игры, когда команды формируются из участников игры. Как отмечалось выше, они могут быть созданы самими учащимися или учителем. Во втором случае, учитель может создать группы, включающие учащихся с различной успеваемостью (отлично и хорошо успевающих учащихся и слабоуспевающих). Но вместе с тем возможно распределение учащихся по определенным ролям. В этих играх для решения проблемы прежде всего определяется состав действующих лиц и устанавливаются их задачи. Дискуссия идет с учетом определенных ролей.

Ход проведения ролевых игр практически не отличается от рассмотренных выше. Разница в том, что в одном случае выступает представитель группы, а в другом — участник ролевой игры действует в рамках ролевой должности.

Следует обратить особое внимание на подготовку необходимых раздаточных материалов: описание ролевой игры, методические рекомендации для участника ролевой игры, справочные материалы и таблицы, необходимые для обработки информации и подготовки соответствующего решения.

Исходная информация по ролевой игре может быть представлена учениками как на занятии, так и заранее. Последний вариант является более предпочтительным, так как в этом случае слушатели не затрачивают времени на ознакомление с информацией и ее осмысление в период занятия.

Учитель должен разъяснить участникам игры ее особенности, комплексный характер, порядок проведения и обсуждения. Обратить их внимание на критерии оценки результатов ролевой игры, учитывая, что учащиеся в основном работают в малых группах и игра практически носит состязательный характер. Таким образом, можно сделать вывод о необходимости внедрения в педагогический процесс игровых форм уроков, так как именно они позволяют сделать учебный процесс действительно привлекательным для учащихся, то есть повысить мотивацию знаний.

Страницы: 1 2 3 


Похожие статьи:

Исследование уровня и системы формирования готовности будущих педагогов физической культуры к воспитательной деятельности с трудными подростками
Для решения задач исследования и проверки гипотезы были использованы методы исследования, которые определялись в соответствии с критериями необходимости и достаточности. Состав методов можно условно разделить на три группы: теоретические, эмпирические, методы статистической обработки. В состав группы теоретических методов вошли: библиографический поиск, изучение и системный анализ философской, пс ...

Формирование ключевых компетенций на уроках информатики
Когда говорят о роли того или иного урока в формировании определенных ключевых компетенций, урокам информатики в основном отводится роль для развития информационной компетенции. Безусловно, в самой сути этого учебного предмета уже заложена определенная база, позволяющая работать именно над навыками деятельности по отношению к информации в разных сферах жизни. Но правильно ли отводить информатике ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru