Модели игровых уроков в географии

Страница 1

игровой урок география знание

Урок был, есть и в образном будущем останется главной формой организации обучения и воспитания учащихся. Все попытки найти эквивалент уроку, заменить его другими формами организации учебных занятий ни в России, ни за рубежом успеха не имели. Однако, это не значит, что урок — нечто застывшее и нерушимое.

Поиски новых форм организации урока, подготовка и проведение таких уроков требует много сил, энергии, времени.

Одной из эффективных форм инновационных форм обучения является игровые уроки. Их эффективность заметно повышается благодаря использованию групповой работы.

С целью активизации учебно-познавательной деятельности в учебном процессе все чаще используются учебные игры. Как показывает практика, в большинстве случаев знания не всегда побуждает человека к готовности и способности выявлять, анализировать и определять самостоятельно пути их разрешения. Требуется совершенно иной подход к организации обучения, изменяющий в целом систему взаимоотношений и взаимодействий между учителем и учащимся. В чем новая роль учителя в условиях личностно-ориентированного, значимого для ученика обучения? В первую очередь в том, что учитель перестает быть для учащихся лишь источником знаний, становится консультантом по руководству познавательной деятельностью учащихся, направляемой на решение проблем. В чем изменяется роль ученика? Прежде всего в том, что ученик теперь уже активный участник учебного процесса. Ученики сами формулируют цель, выявляют проблемы, анализируют информацию, вырабатывают критерии и возможные пути решения проблем. Применяют свой жизненный опыт. Ученик превращается в главную фигуру всего учебно-воспитательного процесса, что и делает обучение по-настоящему личностно-ориентированным.

В психологии, дидактике, методике не существует единого подхода к понятию "игра". Что такое игра? Игра — это прием обучения, направленный на моделирование реальной действительности с целью принятия решений в моделируемой обстановке. Существует множество видов классификаций игр в зависимости от того, какие основания положены в ее основу.

Деление академических игр на имитационные и неимитационные связано с технологией их создания и использования. Если при использовании игры моделируется какой-либо изучаемый процесс или имитируется какая-то реальность, то такие игры относятся к подгруппе "имитационных" игр. Данная классификация базируется, как правило, на двух признаках: наличие модели процесса (деятельности), наличие ролей. При этом считается, что методы, использующие моделирование деятельности, относятся к имитационным.

Рассмотрим методические особенности проведения некоторых из названных в классификациях игр.

Имитационно-ролевые игры требуют от учителя специального обучения учащихся, их специальной подготовки к исполнению ролей. Они рассчитаны не столько на улучшение усвоения предметных знаний, сколько на приобретение способностей самовыражения, понимание обучаемым самого себя и позиций других людей. Здесь обучение происходит через возможность свободно "сыграть" роль, взятую из реальной жизни. Собственно подготовка к исполнению ролей начинается после того, как сформулирована и осознана идея или смысловая ситуация, которая требует усвоения через проигрывание ее в группе участников. Разработка этой идеи (ситуации) до степени структурированности и содержательной наполненности, пригодной для разыгрывания, проходит три больших этапа. Выбор вида разыгрывания ролей, лучше всего подходящего для вашего случая. Наиболее известны следующие виды разыгрывания ролей:

1. Представление в лицах (инсценировка) идеи какой-либо истории, описанной в литературе, в печати.

2. Выход за пределы реально происходящей истории, например, разработка ситуации, связанной с тем, что стало бы с животным миром Украины, если бы там вырубили лесозащитные полосы.

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Система форм активного обучения учащихся на примере темы "Птицы"
Тематический раздел "Птицы" является этапом формирования базовых биологических компетентностей учеников по разделу "Биология животных". Изучения данного раздела со стопроцентным привлечением учеников класса к активным формам работы с использованием мультимедийных средств является довольно трудной задачей. Трудности обусловлены как объективными, так и субъективными причинами. В ...

Психолого-педагогическая характеристика мотивационной сферы старшеклассников
Старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Л.И. Божович подчеркивает, что именно это создает совершенно новую социальную ситуацию развития. Перед старшим школьником возникает необходимость самоопределения, выбора своего жизненного пути как задача первостепенной жизненной важности. Выбор профессии становится психологическим центром ситуации развития старших школьников, со ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru