Система форм активного обучения учащихся на примере темы "Птицы"

Новая педагогика » Формы активного обучения биологии » Система форм активного обучения учащихся на примере темы "Птицы"

Страница 1

Тематический раздел "Птицы" является этапом формирования базовых биологических компетентностей учеников по разделу "Биология животных".

Изучения данного раздела со стопроцентным привлечением учеников класса к активным формам работы с использованием мультимедийных средств является довольно трудной задачей. Трудности обусловлены как объективными, так и субъективными причинами. Во-первых, для успешной работы в проектной группе ученики должны владеть основами работы с компьютером, навыками поисковой работы в Интернете, создания мультимедийных презентаций и т.п. Во-вторых, довольно трудно постоянно использовать для работы на уроках биологии кабинет информатики без продолжительных перемен расписания. Именно поэтому целесообразно соединить обычную работу по формированию базовых компетентностей учеников с созданием проектной группы для самостоятельной работы над проектом "Биология птиц".

Для тесного взаимодействия частей класса во время урока, необходимо комбинировать и объединять работу проектной группы с деятельностью остального ученического коллектива с использованием методов и форм активного взаимодействия сформированных групп. Что касается формирования проектной группы, то оно может осуществляться на основе предыдущего анкетирования и анализа деятельности учеников по усвоению предыдущих тем курса с использованием мультимедийных средств.

Сформированная проектная группа получила задачи по созданию проекта "Биология птиц", конечными продуктами которого будут мини-справочник "Биология птиц" и ученические мультимедийные презентации соответственно тематике занятий.

Кроме проектной, необходимо использовать и другие формы и методы активного обучения. Их использование на каждом уроке по тематическому разделу «Птицы» представлено в таблице 3.

Таким образом, мы можем сделать следующий вывод. Каждый учитель имеет право избирать такие активные формы работы, которые соответствуют цели биологии как учебной дисциплины. Безусловно, преподавание биологии в школе требует изменений. Этот процесс длительный. Он будет зависеть, прежде всего, и от активности учеников, от их желания постоянно самосовершенствоваться по этому предмету.

Таблица 3 – Активные формы и методы обучения по тематическому разделу «Птицы»

Тема урока

Активные формы и методы обучения

Примечания

 

1. Общая характеристика псиц. Внешнее строение птиц.

Эвристическая беседа

Тема: «Кто такие птицы?»

 

Метод проектов

Особенности внешнего строения птиц, их форма и размеры

 

Мозговой штурм

Покровы тела птиц

 

Лабораторная работа

«Внешнее строение птиц»

 

2. Особенности скелета и мышц птиц

Метод проектов

Информация проектной группы о признаках организации скелета птиц с использованием мультимедийной презентации

 

Дискуссия с проблемным вопросом «Каким изменениям должны подвергнуться мышцы птиц в связи с полетом»

Исследование изменений в мышечной системе птиц

 

Лабораторная работа

«Строение скелета птиц»

 

3. Разнообразие птиц

Метод синектики либо «заседание экспертной группы» (по выбору учителя). Цель – обсуждение докладов учащихся.

Темы докладов:

1. «Особенности поведения птиц, связанные с размножением».

2. «Сезонные явления в жизни птиц».

 

Метод проектов

Информация проектной группе о пингвинах и бескилевых птицах

 

Работа в группах

Задания для групп:

А. Почему представители бескилевых птиц имеют кроме общих черт организации и значительные отличия в строении и поведении?

В. Выделите признаки в строении и поведении, которые сближают и разъединяют между собой пингвинов и бескилевых птиц

С. Определите особенности Куриных и Гусеподобных, которые может использовать человек для собственных потребностей.

 

4. Значение птиц в природе и жизни человека. Охрана птиц.

Эвристическая беседа

«Значение птиц в природе»

Метод проектов

«Охрана птиц»

Работа в группах

Задания группам:

А. Дайте характеристику основным редчайшим и исчезающим видам птиц нашей местности, выясните причины снижения их численности.

В. Предложите систему мероприятий по сохранению и охране исчезающих и редчайших групп птиц нашей местности.

С. Сделайте сообщение о новых интродуцированных в нашей местности породах домашних птиц и диких видах, которые активно используются человеком в сельском хозяйстве.

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Роль и функции педагогической поддержки в учреждении дополнительного образования
Педагогическая поддержка ребенка (подростка) в учреждении дополнительного образования может быть представлена как оказание содействия в познании себя, в решении проблем ребенка в поликультурной среде, в защите прав ребенка. Таким образом, педагогическая поддержка ребенка в современном пространстве учреждения дополнительного образования направлена на создание гуманной кулътуросообразной обучающей ...

Взгляды философов об университете
Традиция обсуждения «идеи университета» в Европе Нового времени берет свое начало с лекций кардинала Дж.Ньюмена «Идея университета» (Newman, 1860). Этим трудом он положил начало обсуждению либерального образования в целом и университета как его носителя в частности. Он считал, что университет – это место, где преподаются универсальные знания. На протяжении XIX – XX веков у многих крупных философо ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru