Система форм активного обучения учащихся на примере темы "Птицы"

Новая педагогика » Формы активного обучения биологии » Система форм активного обучения учащихся на примере темы "Птицы"

Страница 1

Тематический раздел "Птицы" является этапом формирования базовых биологических компетентностей учеников по разделу "Биология животных".

Изучения данного раздела со стопроцентным привлечением учеников класса к активным формам работы с использованием мультимедийных средств является довольно трудной задачей. Трудности обусловлены как объективными, так и субъективными причинами. Во-первых, для успешной работы в проектной группе ученики должны владеть основами работы с компьютером, навыками поисковой работы в Интернете, создания мультимедийных презентаций и т.п. Во-вторых, довольно трудно постоянно использовать для работы на уроках биологии кабинет информатики без продолжительных перемен расписания. Именно поэтому целесообразно соединить обычную работу по формированию базовых компетентностей учеников с созданием проектной группы для самостоятельной работы над проектом "Биология птиц".

Для тесного взаимодействия частей класса во время урока, необходимо комбинировать и объединять работу проектной группы с деятельностью остального ученического коллектива с использованием методов и форм активного взаимодействия сформированных групп. Что касается формирования проектной группы, то оно может осуществляться на основе предыдущего анкетирования и анализа деятельности учеников по усвоению предыдущих тем курса с использованием мультимедийных средств.

Сформированная проектная группа получила задачи по созданию проекта "Биология птиц", конечными продуктами которого будут мини-справочник "Биология птиц" и ученические мультимедийные презентации соответственно тематике занятий.

Кроме проектной, необходимо использовать и другие формы и методы активного обучения. Их использование на каждом уроке по тематическому разделу «Птицы» представлено в таблице 3.

Таким образом, мы можем сделать следующий вывод. Каждый учитель имеет право избирать такие активные формы работы, которые соответствуют цели биологии как учебной дисциплины. Безусловно, преподавание биологии в школе требует изменений. Этот процесс длительный. Он будет зависеть, прежде всего, и от активности учеников, от их желания постоянно самосовершенствоваться по этому предмету.

Таблица 3 – Активные формы и методы обучения по тематическому разделу «Птицы»

Тема урока

Активные формы и методы обучения

Примечания

 

1. Общая характеристика псиц. Внешнее строение птиц.

Эвристическая беседа

Тема: «Кто такие птицы?»

 

Метод проектов

Особенности внешнего строения птиц, их форма и размеры

 

Мозговой штурм

Покровы тела птиц

 

Лабораторная работа

«Внешнее строение птиц»

 

2. Особенности скелета и мышц птиц

Метод проектов

Информация проектной группы о признаках организации скелета птиц с использованием мультимедийной презентации

 

Дискуссия с проблемным вопросом «Каким изменениям должны подвергнуться мышцы птиц в связи с полетом»

Исследование изменений в мышечной системе птиц

 

Лабораторная работа

«Строение скелета птиц»

 

3. Разнообразие птиц

Метод синектики либо «заседание экспертной группы» (по выбору учителя). Цель – обсуждение докладов учащихся.

Темы докладов:

1. «Особенности поведения птиц, связанные с размножением».

2. «Сезонные явления в жизни птиц».

 

Метод проектов

Информация проектной группе о пингвинах и бескилевых птицах

 

Работа в группах

Задания для групп:

А. Почему представители бескилевых птиц имеют кроме общих черт организации и значительные отличия в строении и поведении?

В. Выделите признаки в строении и поведении, которые сближают и разъединяют между собой пингвинов и бескилевых птиц

С. Определите особенности Куриных и Гусеподобных, которые может использовать человек для собственных потребностей.

 

4. Значение птиц в природе и жизни человека. Охрана птиц.

Эвристическая беседа

«Значение птиц в природе»

Метод проектов

«Охрана птиц»

Работа в группах

Задания группам:

А. Дайте характеристику основным редчайшим и исчезающим видам птиц нашей местности, выясните причины снижения их численности.

В. Предложите систему мероприятий по сохранению и охране исчезающих и редчайших групп птиц нашей местности.

С. Сделайте сообщение о новых интродуцированных в нашей местности породах домашних птиц и диких видах, которые активно используются человеком в сельском хозяйстве.

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Психолого-педагогические условия эффективности внутришкольного контроля
Контроль играет большую роль в повышении качества учебно-воспитательного процесса в любой педагогической системе. Там, где дело касается контроля, мелочей быть не может. Контроль за работой людей весьма тонкое дело: контролируя, можно повысить инициативу тружеников, но можно и приглушить ее. Умелый, эффективный контроль - целая наука. Эффективное определение способов внутришкольного контроля возм ...

Игровые технологии обучения
Сегодня всё большее внимание уделяется человеку как личности - его сознанию, а также высоко развитому интеллекту и интеллектуальному потенциалу. Соответственно, не вызывает сомнения чрезвычайная важность, острая необходимость такой подготовки подрастающего поколения, при которой среднюю школу оканчивали бы образованные интеллектуальные личности, обладающие знанием основ наук, общей культурой, уме ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru