Формы активного обучения биологии

Новая педагогика » Формы активного обучения биологии

В управлении образованием по естественным дисциплинам, в соответствии с общей теорией управления, ведущее место занимает функция планирования (программирования, проектирования). Общие ориентиры развития образования по естественным дисциплинам определены в образовательных программах, в соответствии с которыми предполагается достичь качественно нового уровня изучения естественных наук, оптимального объединения гуманитарной и естественно-математической составляющих образования, формирования у детей и молодежи экологической культуры, любви к родной земле, гармонии отношений с природой. Конкретные задачи относительно экологического образования школьников определены в учебных программах по основам наук для соответствующих уровней образования.

Важное значение в этих условиях приобретает изучения биологии в школе. Однако сейчас для изучения биологии в школе нужны новые подходы. Старые методы являются устаревшими.

Одним из генеральных задач реформирования образования в РФ является подготовка просвещенной, творческой личности, формирование ее физического и морального здоровья. Решение этой проблемы предусматривает психолого-педагогическое обоснование содержания и методов учебно-воспитательного процесса, который направлен на развитие личности учащихся. В связи с этим педагоги, психологи испытывают потребность во введении таких методик, которые бы помогли реализации личностного подхода к ребенку. Именно такой подход является одним из принципов организации учебно-воспитательной работы, которая обосновывается современной психологией. В связи с этим приобретает значимость такая организация образовательного процесса в школе, при которой становления личности учащегося будет процессом целенаправленным и эффективным. В этом связи актуальным и важным является рассмотрение активных приемов обучения.

Активное обучение своей целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которых все ученики принимают активное участие в уроке. Использование активных методов учителем на своих уроках, говорит о его инновационной деятельности. Организация активного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации, проникновения информационных потоков в сознание, что вызывают его активную деятельность. Понятно, что структура урока с применением активных технологий будет отличаться от структуры обычного урока, это также требует профессионализма и опыта учителя. Поэтому в структуру урока включаются только элементы активной модели обучения – активные технологии, то есть конкретные приемы и методы, которые разрешают сделать урок необыкновенным и более насыщенным и интересным. Хотя можно проводить полностью активные уроки.

Введение в современные школы РФ активных методик дает возможность коренным образом изменить отношение к объекту обучения, превратив его в субъект, то есть сделать ученика соавтором урока. Подход к ученику, который находится в центре процесса обучения, базирующийся на уважении к его мнению, на побуждении к активности, на поощрении к творчеству, хорошо известен еще из работ Л.Выготского, П.Гальперина, В.Дьяченко, В.Шаталова, и др.

Он состоит, прежде всего, в повышении учебно-воспитательной эффективности занятий, и как следствие – в значительном возрастании уровня реализации принципов сознания, активности и качества знаний, умений и навыков, которые приобрели ученики. В работах зарубежных педагогов этот новый подход имеет название “обучения по методу участия”, “кооперативное обучение”, когда создается возможность обсуждения каждой проблемы, доказательства, аргументирования собственного взгляда. Это оказывает содействие не только более глубокому пониманию учебного материала, а и развитию мышления и речи. Несмотря на разные названия и подходы, активные формы обучения в школе предполагают, прежде всего, коренным образом изменить методические стереотипы учителей. В групповой работе возникает элемент соревнования и взаимной ответственности учеников за работу в классе, за свои знания по предмету, поэтому и учитель начинает с большим уважением относиться к ученикам.

Анализ теоретических источников дал нам основание сделать вывод о том, что создана определенная теоретико-концептуальная база, сформулированы идеи, основные положения и подходы к решению обозначенной проблемы.

В контексте личностно-ориентированной парадигмы, мы акцентировали внимание на идее активности самого ученика (Л. С. Выготский, М.В. Кларин и др.), что привело нас к пониманию сущности процесса развития личности ученика как целенаправленного взаимодействия учителя и ученика. Значимыми теоретическими положениями в нашем исследовании появились работы, где рассмотрены разные подходы к дефиниции «технология обучения» (К. Баханов, В.

П.Беспалько, М.В.Кларин, Г.К.Селевко, Ф.А.Фрадкин, В.В.Юдин и др.), что позволило выделить применение активных форм обучения в образовательном процессе как эффективное средство развития личности ученика

Использовались работы, которые непосредственно отображают инновационные, в частности, активные формы и методы и их использование в средней школе (К.О. Баханов, С.Л.Грабовская, М.В.Кларин, Ю. Чернышова, О.Г. Ярошенко).

Понятия учебного процесса в аспекты активной деятельности учеников относительно усвоения знаний рассматривали психологи В.Давыдов, Д. Эльконин, и др., дидакты Ю. Бабанский, О.Савченко и др.

Однако, несмотря на большое количество работ и разнообразие аспектов рассмотрения, которые так или иначе касаются использования активных форм и методов на уроках биологии, она не в достаточной степени стала предметом самостоятельного исследования.

Цель курсовой работы: выявить и научно обосновать и возможности применения активных форм и методов обучения на уроках и во внеклассной работе по биологии в средней школе.

Согласно цели определяются следующие задачи исследования:

рассмотреть сущность и виды активных форм и методов обучения;

определить главные формы и методы активного обучения в средней школе;

проанализировать особенности применения форм и методов активного обучения на уроках биологии.

разработать методику использования активных форм и методов обучения на уроках биологии и во внеклассной работе по теме «Птицы», 7 класс;

определить основные активные формы обучения на примере темы «Птицы».


Похожие статьи:

Практические основы рекреационно-оздоровительных занятий
Экспериментальной базой исследования являлась специальная (коррекционная) образовательная школа 3–4 вида для детей с отклонениями в развитии. В качестве испытуемых выступили дети 3 класса. Исследование было организованно в несколько этапов: · Проведение диагностики физического развития; · Разработка системы подвижных игр; · Проведение системы подвижных игр на уроках физической культуры; · Проведе ...

Художественная деятельность как средство развития творческого воображения
Возникновение и развитие воображения – социально обусловленный процесс. Именно взрослый закладывает у ребенка механизмы воображения. И только в общении с ним ребенок осваивает общественно выработанные и фиксированные в культуре средства создания новых образов: сначала действия, а позднее – речь. Г.А. Урунтаева отмечает, что воображение – основное новообразование дошкольного детства. Этот возрастн ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru