Во внеклассной работе можно использовать разнообразные активные формы обучения биологии: деловые и имитационные игры, групповая форма (работа в малых группах над определенными проблемами, проблемными задачами, ситуациями, заданиями). Рассмотрим использование активной формы организации обучения (игра) на примере занятия кружка по теме «Птицы».
Цель: обобщить и систематизировать знания по теме, закрепление основных понятий и терминов, проверка умения распознавать птиц, строить заключения. Развивать коммуникативные способности, умение сравнивать и обобщать; соотносить научные факты, устанавливать причинно-следственные связи. Корректировать представление о признаках (с помощью наглядности).
Задачи:
Образовательная: обобщить, расширить, закрепить и проверить знания учащихся об особенностях организации, многообразии, особенностях строения и жизнедеятельности птиц, их роли в природных сообществах и значение в жизни человека.
Развивающая: закрепить и проверить умение узнавать изученных птиц, применять свои знания при выполнении различного рода заданий, совершенствовать умения приобретать знания самостоятельно.
Воспитательная: формировать у учащихся самостоятельность в работе с информацией, формирование научного мировоззрения, экологическое, нравственное (меры охраны), эстетическое (красота животных), формировать умения работать в коллективе.
Методы и методические приемы: словесные (рассказ, объяснение, беседа), наглядные (демонстрация изобразительных пособий).
Оборудование: таблицы "Внешнее строение птицы", "Внутреннее строение птицы", выставка книг и рисунков, скелет голубя, чучело голубя, "волшебная котомка" (с мандарином и киви), магнитофонные фонограммы с записью голосов птиц, доска с магнитами, раздаточный материал.
Ход занятия:
1. Вступительное слово руководителя кружка
(Звучит фонограмма с записями пения птиц.)
Как прекрасна наша Родина! В любое время года она очаровывает глаз то яркими красками лета или золотой осени, то сказочной красотой зимы или буйным цветением весны . Но самый прекрасный уголок природы остается мертвым, если его не оживляют птицы! Неотъемлемой частью лесов, лугов, степей являются птицы. Они лучшее украшение парков, садов; своим яркой окраской, звонкой песней они делают природу радостной и приятной.
Сегодня мы проведем заседание кружковцев по теме "Птицы". Мы вспомним, каких именно существ назвали птицами, каково внешнее и внутреннее строение птицы, что они едят, где живут, особенности их поведения, разнообразие птиц.
Наше заседание пройдет в форме игры. У нас есть две команды – мальчиков и девочек: "Черный голубь" и "Белая голубка", такие своеобразные стайки птичек. Птицы, как и люди, имеют разный характер: встречаются ловкие и медленные, хитрые и жадные, дружные и веселые, иногда даже можно встретить и драчунов.
У наших игроков можно проследить разные характеры, но во время игры и в дальнейшей школьной жизни вы должны понять, что людям, как и птицам, легче жить, когда они - команда.
2. Выбор кружковцами команды и капитана команды
Теперь в каждой из команд есть свой капитан.
Инструктаж о правилах игры
1. Игра будет состоять из 9-ти геймов.
2. Если вопрос будет требовать обсуждения - команде на него дается минута, после чего кто-то один из команды отвечает.
3. Если вопрос требует немедленного ответа - я вызову кого-нибудь из команды, кто поднял руку.
4. Если команда не отвечает или дала неверный ответ, право ответить дается второй команде.
Похожие статьи:
Экологическое воспитание как актуальное направление
дошкольной педагогики
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть ее судьба. И первые основы экологической культуры должны закладываться в дошкольном детстве. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, фо ...
Значение календарей природы, их виды
В процессе ознакомления дошкольников с природой можно создавать и использовать самые различные модели. Одни из них являются календари природы - графические модели, которые отражают разнообразные, длительно происходящие явления и события в природе. Ведение календарей природы имеет большое значение для экологического воспитания детей с двух точек зрения: сначала происходит его создание (моделирован ...