Результаты проведенного исследования дают основания сделать такие выводы.
Каждый учитель имеет право выбирать такие формы и методы активного обучения работы, которые соответствуют цели биологии как учебной дисциплины. Безусловно, преподавание биологии в школе требует изменений. Этот процесс длительный. Он будет зависеть, прежде всего, и от активности учеников, от их желания постоянно самосовершенствоваться по биологии. Безусловно, не все учителя «созданы» для активного обучения. Тем не менее использование форм и методов активного обучения дает возможность для профессионального роста, для изменения себя, обучения вместе с учениками. Сделать первый шаг поможет сам новый подход к обучению и его цели, при которых учитель откровенно может признать себя не специалистом и получить «право» не знать ответа на те или другие вопросы (и вдобавок много вопросов по биологии не имеют однозначного или единственно правильного ответа). С другой стороны, после нескольких тщательно подготовленных уроков учитель сможет ощутить, как изменилось отношение к нему учеников, а также сама атмосфера в классе — и это послужит дополнительным стимулом к работе с активными формами и методами.
На основе анализа использования активных форм в процессе обучения биологии на уроке и во внеурочной деятельности были выявлены дидактические условия применения форм активного обучения для формирования системности, действенности и прочности знаний. Эти условия можно распределить на четыре группы.
Первая группа условий связана с выбором форм и методов активного обучения. Следует применять формы и методы, соответствуют структуре биологии как учебного предмета и дидактической цели конкретного урока.
Вторая группа условий касается подготовки учителей. Использование активных форм и методов в обучении опирается на заинтересованность учителей в поиске новых подходов к изучению учебного материала, на достаточный уровень владения средствами новых информационных технологий обучения.
Третья группа условий связана с подготовкой учеников и предусматривает формирование положительной мотивации использования форм и методов активного обучения в учебно-познавательной деятельности; проведение пропедевтической работы с учениками относительно ознакомления с формами и методами активного обучения; последовательность и постепенность включения учеников в работу с формами и методами активного обучения.
Четвертую группу образуют условия, которые касаются методов и организационных форм обучения. Выбор и рациональное объединение разнообразных методов обучения зависит от сложности материала, который изучается, этапа дидактического цикла, уровня подготовленности учеников и опирается на преобладающее применение проблемных методов обучения, дифференциацию и индивидуализацию обучения.
Таким образом специально организованная учебно-познавательная деятельность на основе использования форм и методов активного обучения содействует формированию качественных знаний учеников.
Материалы курсового исследования могут быть использованы учителями биологии общеобразовательных школ.
Рассмотрите строение контурного пера. Найдите в нем очин, ствол и опахало. Разъедините опахало в нескольких местах, а потом попробуйте соединить его пальцами. Удается ли это сделать?
Схема строения пера птицы: А – общий вид пера; Б – увеличенная часть пера. 1 – стержень; 2 – опахала; 3 – очин; 4 – ствол; 5 – бородки; 6 – бородочки
Рассмотрите при помощи лупы строение опахала, его бородок первого и второго порядка. Найдите крючочки, соединяющие бородки второго порядка между собой.
Похожие статьи:
Профильное обучение: реальный опыт и сомнительные нововведения. Проблема выбора
Концепция модернизации российского образования на период до 2015 года, утвержденная Правительством Российской Федерации, предусматривает отработку и введение гибкой системы профильного обучения в старших классах общеобразовательной школы. Дело, безусловно, актуальное и важное, дающее возможность достигнуть нового, современного качества образования, совместить потребности общества и возможности шк ...
Характеристика внимания, как психологического процесса
заикание внимание психологический логопедический Для восприятия любого предмета или явления, необходимо, чтобы оно вызвало ответную реакцию, которая позволит нам «настроить» на него органы чувств. Подобная произвольная или непроизвольная направленность, сосредоточенность психической активности на определённом объекте, при отвлечении от других, называется вниманием. Без внимания не возможно воспри ...