Теоретические аспекты использования активных форм обучения биологии

Новая педагогика » Формы активного обучения биологии » Теоретические аспекты использования активных форм обучения биологии

Страница 1

Прежде чем перейти к рассмотрению активных форм обучения, попробуем разобраться, что в педагогике вкладывается в понятие «форма».

Форма в обучении означает внешнюю сторону организации учебного процесса и отображает характер взаимосвязей участников педагогического процесса.

Современные дидакты выделяют такие группы форм обучения:

• формы организации всей системы обучения, учебно-воспитательного процесса;

• формы организации учебной деятельности учеников.

Формы обучения соответственно делятся на группы по таким признакам:

• количеству учеников (индивидуальное, групповое, фронтальное);

• месту обучения (школьное, внешкольное, экстернат);

• продолжительностью (время регламентируется педагогами, родителями, учениками).

Форма организации обучения — определенное взаимодействие учителя и учеников, которое регулируется заранее установленным режимом и условиями работы.

Становления форм организации системы обучения происходило с развитием общества. Первым возникло индивидуальное обучение (ученики общались один на один с учителем и выполняли все задачи индивидуально). Следующим этапом стал личностно-групповой способ обучения (учитель учил группу детей, однако учебная робот имела индивидуальный характер).

В конце XVI — в начале XVII в. как индивидуальная, так и личностно-групповая формы организации обучения уже не отвечали потребностям общества. Возникло групповое обучение, которое стало основанием классно-урочной формы обучения, обоснованной и усовершенствованной Я.А.Коменским.

В 20-х годах XX в. в России возник новый способ обучения — коллективный. Обучение происходило без уроков и расписания в форме организованного диалога пар учеников, которые, изучая разнообразные темы, поочередно учили друг друга. Полностью на этот способ обучения не перешла ни одна современная школа, тем не менее элементы этой формы обучения широко используются и сейчас (например, в интерактивных технологиях).

Основным подходом к организации системы обучения в современной школе остается классно-урочная система, по которой основной формой организации учебной работы является урок.

Для классно-урочной системы организации процесса обучения характерны такие элементы:

• Основной единицей занятий есть урок.

• Ученики объединены в классы по возрасту и уровню подготовки.

• Существует постоянный состав класса на весь период школьного обучения.

• Занятия обязательны для всех.

• Существует расписание занятий, перемен, единый учебный год и каникулы.

• Работа всех учеников в классе происходит одновременно и по одной теме по единому для всех учеников планом.

• Учебным процессом руководит учитель.

В дидактике под уроком понимают основную единицу образовательного процесса, четко ограниченную временными рамками (45 минут), планом работы и составом учеников (классом). Относительно процесса; обучения урок играет интегрирующую роль, поскольку отображает, и объединяет такие его компоненты, как цель, содержание, методы, средства; обучения, взаимодействие учителя и учеников.

Ни один из уроков, даже проведенных одним и тем самым учителем с использованием одинаковых технологий, методов, приемов и средств обучения, не будет полностью воссоздавать любой другой. Тем не менее говорить об уроках, а тем более об уроках инновационные, невозможно, не поделив их на группы за какими-то признаками.

В современной дидактике существует несколько подходов к классификации уроков: по дидактической цели , по цели организации познавательной деятельности , по основным этапам учебного процесса, по методам обучения, по способам организации учебной деятельности учеников.

Дидактическая цель является важнейшей составляющей, пусковым моментом процесса обучения, поэтому классификация по этому признаку наиболее близка к реальному уроку. В этой классификации различают:

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие статьи:

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru