Батовская система обучения состояла в объединении групповой и индивидуальной форм обучения. Использовалась в американских школах в конце XIX в. Кроме обычных уроков, учитель и его помощник проводили индивидуальные занятия как с наиболее сильными так и с отстающими учениками. Маннгеймская система возникшая в конце XIX в. в Европе, ее основатель Й.Зиккенгер предлагал создавать четыре разных класса в зависимости от способностей детей: классы иностранных языков для наиболее способных, основные для детей со средними способностями, классы для слабых и умственно отсталых учеников. Отбор в такие классы должен был происходить на основе психометрических замеров, характеристик учителей и экзаменов. Предполагалось, что ученики, учась успешно, будут иметь возможность переходить из более слабого в более сильный класс. Тем не менее, как показала практика, учебная программа и заниженные требования навсегда привязывали ученика к классу, в который он попал.
Лабораторная система (Дальтон-план) возникла в 1905 году в США. Целью этой формы организации обучения было приспособление темпов обучения к возможностям и способностям каждого ученика. Дети работали индивидуально, по полученной от учителя задаче на год. Модификация Дальтон-плана в России называлась бригадно-лабораторный метод.
В советские времена в России значительное внимание отводилось разработке новых типов урока, усовершенствованию его структуры и основных элементов такой структуры.
Велись, хотя и не так активно, поиски усовершенствования урока, связанные с формами организации учебной деятельности учеников, которых в современной дидактике выделяют четыре:
• парная (взаимодействие ученика с учеником или учителя с учеником);
• групповая (учитель одновременно учит весь класс);
• кооперативная (коллективная) (все ученики активны и учат друг друга);
• индивидуальная (самостоятельная) работа ученика.
Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые необходимо учитывать, подбирая те или другие способы организации усвоения учениками знаний (методы, технологии).
В современной школе существуют 3 основных модели обучения. Я.Голант в середине XX в. выделял активную и пассивную модели обучения в зависимости от участия учеников в учебной деятельности .
Понятно, что термин «пассивная» является условным, поскольку любой способ обучения обязательно предусматривает определенный уровень познавательной активности субъекта — ученика, иное достижение результата, даже минимального, невозможно. В такой классификации, Я. Голант скорее использует «пассивность» как определения низкого уровня активности учеников, преимущественно репродуктивной деятельности при почти полном отсутствии самостоятельности и творчества.
К этой классификации современные педагоги добавляют интерактивное обучение как определенную разновидность активного, которое имеет свои закономерности и особенности.
Рассмотрим особенности данных методов обучения.
1. Пассивная модель обучения
Ученик выступает в роли «объекта» обучения, должен усвоить и воссоздать материал, переданный нему учителем, текстом учебника и т.п. — источником правильных знаний. К соответствующим методам обучения относятся методы, при которых ученики лишь слушают и смотрят (лекция-монолог, чтение, объяснение, демонстрация и воспроизведение во время опроса учеников). Ученики, как правило, не общаются между собою и не выполняют каких-то творческих задач.
2. Активная модель обучения
Такой тип обучения предусматривает применение методов, которые стимулируют познавательную активность и самостоятельность учеников. Ученик выступает «субъектом» обучения, выполняет творческие задачи, вступает в диалог с учителем. Основные методы: самостоятельная работа, проблемные и творческие задачи (часто домашние), вопрос от ученика к учителю и наоборот, что развивают творческое мышление.
Похожие статьи:
Виды и приемы массажа, используемые в
логопедической практике
В логопедической практике могут быть использованы несколько видов массажа. Основным является дифференцированный (укрепляющий или расслабляющий) массаж, основанный на приемах классического массажа. Кроме этого, в логопедической практике используются массаж биологически активных точек (БАТ), массаж с применением специальных приспособлений (логопедического зонда, шпателя, вибромассажера и т.п.), а т ...
Понятие управления. Качества, присущие руководителю
Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации. Суть управления состоит в оптимальном использовании ресурсов (земли, труда, капитала) для достижения поставленных целей. Управление - как наука - система упорядоченных знаний в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления. Управление - ...