Теоретические аспекты использования активных форм обучения биологии

Новая педагогика » Формы активного обучения биологии » Теоретические аспекты использования активных форм обучения биологии

Страница 3

Батовская система обучения состояла в объединении групповой и индивидуальной форм обучения. Использовалась в американских школах в конце XIX в. Кроме обычных уроков, учитель и его помощник проводили индивидуальные занятия как с наиболее сильными так и с отстающими учениками. Маннгеймская система возникшая в конце XIX в. в Европе, ее основатель Й.Зиккенгер предлагал создавать четыре разных класса в зависимости от способностей детей: классы иностранных языков для наиболее способных, основные для детей со средними способностями, классы для слабых и умственно отсталых учеников. Отбор в такие классы должен был происходить на основе психометрических замеров, характеристик учителей и экзаменов. Предполагалось, что ученики, учась успешно, будут иметь возможность переходить из более слабого в более сильный класс. Тем не менее, как показала практика, учебная программа и заниженные требования навсегда привязывали ученика к классу, в который он попал.

Лабораторная система (Дальтон-план) возникла в 1905 году в США. Целью этой формы организации обучения было приспособление темпов обучения к возможностям и способностям каждого ученика. Дети работали индивидуально, по полученной от учителя задаче на год. Модификация Дальтон-плана в России называлась бригадно-лабораторный метод.

В советские времена в России значительное внимание отводилось разработке новых типов урока, усовершенствованию его структуры и основных элементов такой структуры.

Велись, хотя и не так активно, поиски усовершенствования урока, связанные с формами организации учебной деятельности учеников, которых в современной дидактике выделяют четыре:

• парная (взаимодействие ученика с учеником или учителя с учеником);

• групповая (учитель одновременно учит весь класс);

• кооперативная (коллективная) (все ученики активны и учат друг друга);

• индивидуальная (самостоятельная) работа ученика.

Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые необходимо учитывать, подбирая те или другие способы организации усвоения учениками знаний (методы, технологии).

В современной школе существуют 3 основных модели обучения. Я.Голант в середине XX в. выделял активную и пассивную модели обучения в зависимости от участия учеников в учебной деятельности .

Понятно, что термин «пассивная» является условным, поскольку любой способ обучения обязательно предусматривает определенный уровень познавательной активности субъекта — ученика, иное достижение результата, даже минимального, невозможно. В такой классификации, Я. Голант скорее использует «пассивность» как определения низкого уровня активности учеников, преимущественно репродуктивной деятельности при почти полном отсутствии самостоятельности и творчества.

К этой классификации современные педагоги добавляют интерактивное обучение как определенную разновидность активного, которое имеет свои закономерности и особенности.

Рассмотрим особенности данных методов обучения.

1. Пассивная модель обучения

Ученик выступает в роли «объекта» обучения, должен усвоить и воссоздать материал, переданный нему учителем, текстом учебника и т.п. — источником правильных знаний. К соответствующим методам обучения относятся методы, при которых ученики лишь слушают и смотрят (лекция-монолог, чтение, объяснение, демонстрация и воспроизведение во время опроса учеников). Ученики, как правило, не общаются между собою и не выполняют каких-то творческих задач.

2. Активная модель обучения

Такой тип обучения предусматривает применение методов, которые стимулируют познавательную активность и самостоятельность учеников. Ученик выступает «субъектом» обучения, выполняет творческие задачи, вступает в диалог с учителем. Основные методы: самостоятельная работа, проблемные и творческие задачи (часто домашние), вопрос от ученика к учителю и наоборот, что развивают творческое мышление.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие статьи:

Энергосбережение на занятиях факультатива
Большую роль в обучении энергосбережению имеют занятия факультатива по программе «Азбука Берегоши». Содержание программы, реализуемое в игровой форме, позволяет привить учащимся 2—4 классов первоначальные навыки и усвоить простейшие способы экономии и бережливости электрической энергии на бытовом уровне. У учащихся формируются первоначальные представления об энергии и энергоресурсах, развиваются ...

Тексты для чтения на начальном этапе обучения
В настоящее время учитель не испытывает недостатка в текстах. Проблема состоит в том, как выбрать наиболее удачные учебные материалы. Для этого нужно сформулировать требования, предъявляемые сегодня к учебным текстам, а значит, и принципы их отбора. Учебные тексты могут быть разной длины, от одного слова до нескольких десятков страниц в книге для домашнего чтения. И те, и другие важны и имеют пра ...

Главные разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru