• Использование активных форм обучения не самоцель. Это лишь средство для достижения той атмосферы в классе, которое лучше всего содействует сотрудничеству, согласию и доброжелательности, предоставляет возможность реализовать личностно-ориентированное обучение.
• Если применение активных форм в конкретном классе ведет к противоположным результатам, надо просмотреть стратегию и осторожно подходить к ее использованию. Возможно, следует обсудить эту ситуацию с учениками (правильно ли учитель их понимает, готовы ли он и ученики к использованию?)
• Для эффективного применения активных форм, в частности, для того чтобы охватить весь необходимый материал и глубоко его выучить (а не превратить технологии в бессмысленные «игры ради самих игр»), педагог должен старательно планировать свою работу, чтобы дать задача ученикам для предыдущей подготовки:
- прочитать, продумать, выполнить самостоятельные подготовительные задачи;
- отобрать для урока или занятие такие активные методы, которые дали бы ученикам «ключ» к освоению темы;
- во время упражнений дать ученикам время подумать над задачей, чтобы они восприняли ее серьезно, а не механически или «играя» выполнили ее;
- на одном занятии, можно использовать не больше двух активных методов, а не их калейдоскоп;
- очень важным является проведение спокойного глубокого обсуждения по итогам активных форм работы, в частности акцентируя внимание и на другом материале темы, прямо не затронутом в активной работе;
- проводить быстрые опросы, самостоятельные домашние работы по разным материалам темы, которые не были связаны с активными задачами.
Для укрепления контроля за ходом процесса обучения при условиях использования активных форм обучения учитель также должен предварительно хорошо подготовиться:
- глубоко выучить и продумать материал, в том числе дополнительный, например, разнообразные тексты, образцы документов, примеры, ситуации, задача для групп и т.п.;
- старательно спланировать и разработать занятие: определить хронометраж, роли участников, подготовить вопросы и возможные ответы, выработать критерии оценки эффективности занятия;
- мотивировать учеников к изучению путем отбора наиболее интересных для учеников случаев, проблем; объявления ожидаемых результатов (целей) занятия и критериев оценки работы учеников;
- предусмотреть разнообразные методы для привлечения внимания учеников, настраивания их на работу, поддержание дисциплины, необходимой для нормальной работы аудитории; этому, в частности, могут содействовать разнообразные упражнения-разминки, письменное распределение ролей в группах и т.п.
Похожие статьи:
Цель, задачи и содержание формирующего эксперимента
С целью совершенствования и развития качеств слухового и зрительного внимания, была предпринята попытка определения содержания системы коррекции нарушения внимания, для повышения эффективности логопедической работы по преодолению заикания у детей старшего дошкольного возраста. Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи: Анализ методической литературы с целью отбора игр и упр ...
Содержание и характер домашней работы младшего школьника
Домашняя работа учащихся при обучении математике нужна. В ходе домашней работы укрепляются вырабатываемые навыки, создаются данные для тренировки детей в независимом использовании приобретенных под руководством педагога познаний. Впрочем, исследуя навык, приходится констатировать, что одним из типичнейших изъянов в постановке обучения математике в начальных классах школы является перегрузка учащи ...