Теоретические основы педагогических технологий

Страница 1

Педагогическая технология как система научного знания призвана оптимизировать и обеспечить субъектность воспитательного процесса, который, как известно, может рассматриваться в широком и узком смысле этого слова. Основы такого деления были заложены К.Д. Ушинским, который отмечал: " .воспитание в тесном смысле этого слова, как преднамеренная воспитательная деятельность – школа, воспитатель и наставники . не единственные воспитатели человека . столь же сильными, а может и гораздо сильнейшими, воспитателями являются воспитатели непреднамеренные: природа, семья, общество, народ, его религия и его язык – словом, природа и история в обширнейшем смысле этих обширных понятий".

В "обширном смысле" воспитание – это объективный процесс, который совершается в обществе независимо от желания и воли педагога, т.е. это процесс социальный по своей природе. Воспитание в "тесном смысле" сознательное и спланированное влияние на ребенка со стороны взрослых или специальных социальных институтов.

Наука, описывающая и изучающая воспитательный процесс, тоже может рассматриваться, по мнению К.Д. Ушинского, на двух уровнях, и поэтому следует "различать педагогику в обширном смысле, как собрания знаний, необходимых и полезных для педагога, от педагогики в тесном смысле, как собрания воспитательных правил".

На протяжении долгого времени в нашей педагогике сохранялось положение, при котором социальная природа воспитания только декларировалась, но, по существу, не учитывалась, а ее влияние на формирование и развитие личности специально не исследовалось.

Из поля зрения ученых выпадал очень важный момент – влияние самой личности на среду, на ее преобразование и изменение; влияние, в процессе которого личность, проявляя активность, приобретала новые характеристики.

То, что К.Д. Ушинский разделял на воспитание в "обширном" и в "тесном" смысле слова, как бы сливалось воедино и отождествлялось с деятельностью педагога, а все, что окружает ребенка (природа, культура, люди и объекты окружающего мира), словно бы перестало существовать и воспитывать его.

Этот пробел устранил И.Ф. Козлов, последовательно развивший идею А.С. Макаренко о том, что "воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле". И.Ф. Козлов видит в воспитании "объективно закономерное общественное явление, определяющееся как в своем возникновении, так и в ходе исторического развития не чьей-то сознательной волей и желанием, а объективно-закономерным ходом общественного развития". Поэтому он предлагает различать воспитание подрастающих поколений как объективное и закономерное жизненное явление, в ходе которого совершается освоение производственного и жизненного опыта человечества (иначе говоря, воспитание в "широком смысле"), и практическую деятельность педагога, способствующую этому освоению (воспитание в "узком смысле").

В этом определении воспитания акцент ставится на деятельности самого ребенка, который собственными интеллектуальными, духовыми и физическими усилиями осваивает накопленный человечеством опыт. Поскольку мера активности детей в совершении этой деятельности, являющейся естественной и неотъемлемой частью их жизни, будет иметь различные показатели, то темпы и результаты их личностного развития тоже окажутся разными. Зависимость между развитием личности и ее активностью лаконично сформулирована В.М. Коротовым: "воспитание – это не то, что делают с детьми, а – то, что с ними самими происходит".

Такая трактовка воспитания позволяет педагогу не только увидеть объективность этого процесса, присутствующего в жизни человека постоянно и совершаемого, с одной стороны, в результате самостоятельного взаимодействия с социальной средой, но и избрать позиционную направленность своих влияний на ребенка, что составляет другую сторону воспитания.

Ребенка необходимо научить отдавать себе отчет в собственной жизни для того, чтобы он сумел осознанно производить выбор, становясь субъектом своей жизнедеятельности.

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Методы и формы организации обучения: понятия, различные подходы к классификации
В теории познания метод определяется как система последовательных действий, которые приводят к достижению результата, соответствующего намеченной цели. Его реализация в учебном процессе выражается через различные формы организации. Форма организации обучения — это устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов: особенностей взаимодействия учителя и уча ...

Индивидуальный стиль деятельности преподавателя
Профессиональная деятельность человека в значительной мере зависит от его индивидуальных особенностей. Индивидуализация, которую можно рассматривать как специфическую форму развития, является также способом приспособления человека к объективно заданной извне структуре трудовой деятельности. Процесс индивидуализации в труде педагога может иметь разные выражения: · индивидуальные различия; · индиви ...

Главные разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru