Педагогическая технология как система научного знания призвана оптимизировать и обеспечить субъектность воспитательного процесса, который, как известно, может рассматриваться в широком и узком смысле этого слова. Основы такого деления были заложены К.Д. Ушинским, который отмечал: " .воспитание в тесном смысле этого слова, как преднамеренная воспитательная деятельность – школа, воспитатель и наставники . не единственные воспитатели человека . столь же сильными, а может и гораздо сильнейшими, воспитателями являются воспитатели непреднамеренные: природа, семья, общество, народ, его религия и его язык – словом, природа и история в обширнейшем смысле этих обширных понятий".
В "обширном смысле" воспитание – это объективный процесс, который совершается в обществе независимо от желания и воли педагога, т.е. это процесс социальный по своей природе. Воспитание в "тесном смысле" сознательное и спланированное влияние на ребенка со стороны взрослых или специальных социальных институтов.
Наука, описывающая и изучающая воспитательный процесс, тоже может рассматриваться, по мнению К.Д. Ушинского, на двух уровнях, и поэтому следует "различать педагогику в обширном смысле, как собрания знаний, необходимых и полезных для педагога, от педагогики в тесном смысле, как собрания воспитательных правил".
На протяжении долгого времени в нашей педагогике сохранялось положение, при котором социальная природа воспитания только декларировалась, но, по существу, не учитывалась, а ее влияние на формирование и развитие личности специально не исследовалось.
Из поля зрения ученых выпадал очень важный момент – влияние самой личности на среду, на ее преобразование и изменение; влияние, в процессе которого личность, проявляя активность, приобретала новые характеристики.
То, что К.Д. Ушинский разделял на воспитание в "обширном" и в "тесном" смысле слова, как бы сливалось воедино и отождествлялось с деятельностью педагога, а все, что окружает ребенка (природа, культура, люди и объекты окружающего мира), словно бы перестало существовать и воспитывать его.
Этот пробел устранил И.Ф. Козлов, последовательно развивший идею А.С. Макаренко о том, что "воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле". И.Ф. Козлов видит в воспитании "объективно закономерное общественное явление, определяющееся как в своем возникновении, так и в ходе исторического развития не чьей-то сознательной волей и желанием, а объективно-закономерным ходом общественного развития". Поэтому он предлагает различать воспитание подрастающих поколений как объективное и закономерное жизненное явление, в ходе которого совершается освоение производственного и жизненного опыта человечества (иначе говоря, воспитание в "широком смысле"), и практическую деятельность педагога, способствующую этому освоению (воспитание в "узком смысле").
В этом определении воспитания акцент ставится на деятельности самого ребенка, который собственными интеллектуальными, духовыми и физическими усилиями осваивает накопленный человечеством опыт. Поскольку мера активности детей в совершении этой деятельности, являющейся естественной и неотъемлемой частью их жизни, будет иметь различные показатели, то темпы и результаты их личностного развития тоже окажутся разными. Зависимость между развитием личности и ее активностью лаконично сформулирована В.М. Коротовым: "воспитание – это не то, что делают с детьми, а – то, что с ними самими происходит".
Такая трактовка воспитания позволяет педагогу не только увидеть объективность этого процесса, присутствующего в жизни человека постоянно и совершаемого, с одной стороны, в результате самостоятельного взаимодействия с социальной средой, но и избрать позиционную направленность своих влияний на ребенка, что составляет другую сторону воспитания.
Ребенка необходимо научить отдавать себе отчет в собственной жизни для того, чтобы он сумел осознанно производить выбор, становясь субъектом своей жизнедеятельности.
Похожие статьи:
Характеристика процесса обучения сольному пению
детей младшего школьного возраста в условиях центра детского творчества
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр Детского Творчества является структурным подразделением общей образовательной системы г. Серова. Его деятельность призвана решать вопросы развития творческой личности, эстетического воспитания, профориентации школьников. Сейчас Центр детского творчества – это 14 хоровых групп, в которых занимается около 500 детей от ...
Педагогические аспекты формирования профессиональной компетентности
будущего педагога
Традиционно цели образования определялись набором знаний, умений, навыков, которыми должен владеть выпускник. Сегодня такой подход оказался недостаточным. Социуму (профессиональным учебным заведением, производству, семье) нужны не всезнайки и болтуны, а выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные про ...