Теоретические основы педагогических технологий

Страница 1

Педагогическая технология как система научного знания призвана оптимизировать и обеспечить субъектность воспитательного процесса, который, как известно, может рассматриваться в широком и узком смысле этого слова. Основы такого деления были заложены К.Д. Ушинским, который отмечал: " .воспитание в тесном смысле этого слова, как преднамеренная воспитательная деятельность – школа, воспитатель и наставники . не единственные воспитатели человека . столь же сильными, а может и гораздо сильнейшими, воспитателями являются воспитатели непреднамеренные: природа, семья, общество, народ, его религия и его язык – словом, природа и история в обширнейшем смысле этих обширных понятий".

В "обширном смысле" воспитание – это объективный процесс, который совершается в обществе независимо от желания и воли педагога, т.е. это процесс социальный по своей природе. Воспитание в "тесном смысле" сознательное и спланированное влияние на ребенка со стороны взрослых или специальных социальных институтов.

Наука, описывающая и изучающая воспитательный процесс, тоже может рассматриваться, по мнению К.Д. Ушинского, на двух уровнях, и поэтому следует "различать педагогику в обширном смысле, как собрания знаний, необходимых и полезных для педагога, от педагогики в тесном смысле, как собрания воспитательных правил".

На протяжении долгого времени в нашей педагогике сохранялось положение, при котором социальная природа воспитания только декларировалась, но, по существу, не учитывалась, а ее влияние на формирование и развитие личности специально не исследовалось.

Из поля зрения ученых выпадал очень важный момент – влияние самой личности на среду, на ее преобразование и изменение; влияние, в процессе которого личность, проявляя активность, приобретала новые характеристики.

То, что К.Д. Ушинский разделял на воспитание в "обширном" и в "тесном" смысле слова, как бы сливалось воедино и отождествлялось с деятельностью педагога, а все, что окружает ребенка (природа, культура, люди и объекты окружающего мира), словно бы перестало существовать и воспитывать его.

Этот пробел устранил И.Ф. Козлов, последовательно развивший идею А.С. Макаренко о том, что "воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле". И.Ф. Козлов видит в воспитании "объективно закономерное общественное явление, определяющееся как в своем возникновении, так и в ходе исторического развития не чьей-то сознательной волей и желанием, а объективно-закономерным ходом общественного развития". Поэтому он предлагает различать воспитание подрастающих поколений как объективное и закономерное жизненное явление, в ходе которого совершается освоение производственного и жизненного опыта человечества (иначе говоря, воспитание в "широком смысле"), и практическую деятельность педагога, способствующую этому освоению (воспитание в "узком смысле").

В этом определении воспитания акцент ставится на деятельности самого ребенка, который собственными интеллектуальными, духовыми и физическими усилиями осваивает накопленный человечеством опыт. Поскольку мера активности детей в совершении этой деятельности, являющейся естественной и неотъемлемой частью их жизни, будет иметь различные показатели, то темпы и результаты их личностного развития тоже окажутся разными. Зависимость между развитием личности и ее активностью лаконично сформулирована В.М. Коротовым: "воспитание – это не то, что делают с детьми, а – то, что с ними самими происходит".

Такая трактовка воспитания позволяет педагогу не только увидеть объективность этого процесса, присутствующего в жизни человека постоянно и совершаемого, с одной стороны, в результате самостоятельного взаимодействия с социальной средой, но и избрать позиционную направленность своих влияний на ребенка, что составляет другую сторону воспитания.

Ребенка необходимо научить отдавать себе отчет в собственной жизни для того, чтобы он сумел осознанно производить выбор, становясь субъектом своей жизнедеятельности.

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Болонский процесс
В 1997 году под эгидой Совета Европы и ЮНЕСКО была разработана и принята Лиссабонская конвенция о признании квалификаций высшего образования Европы. Лиссабонское соглашение декларирует наличие и ценность разнообразных образовательных систем и ставит целью создание условий, в которых все большее число людей, воспользовавшись всеми ценностями и достижениями национальных систем образования и науки, ...

Место игровой деятельности в педагогическом процессе. История развития игровой деятельности
Далее не менее интересный и эффективный способ обучения лексики на уроках английского языка. Об обучающих возможностях использования игрового метода известно давно. Многие ученые, занимающиеся методикой обучения иностранным языкам, справедливо обращали внимание на эффективность использования игрового метода. Это объясняется тем, что в игре проявляются особенно полно, а порой и неожиданно способно ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru