В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.
Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.
Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей, оперированием информацией, творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ.
Традиционные способы информации – устная и письменная речь, телефонная и радиосвязь уступают место компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба.
Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками.
Особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика Человека.
Намечается дальнейшая интеграция образовательных факторов: школы, семьи, микро- и макросоциума.
Увеличивается роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания.
В психолого-педагогическом плане основные тенденции совершенствования образовательных технологий характеризуются переходом:
· от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющего использовать усвоенное;
· от чисто ассоциативной, статической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий;
· от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения;
· от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции.
В российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. В этом направлении идет и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий.
При этом важна организация своего рода диалога различных педагогических систем и технологий обучения, апробирование в практике новых форм - дополнительных и альтернативных государственной системе образования, использование в современных российских условиях целостных педагогических систем прошлого.
В этих условиях учителю, руководителю (технологу учебного процесса) необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных педагогических технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Поэтому тема нашего исследования приобретает высокую актуальность.
Цель исследования: изучение теории и практики применения педагогических технологий в процессе модернизации современного образования.
Объект: учебно-воспитательный процесс в школе.
Предмет: педагогические технологии обучения.
Гипотеза: эффективность новой педагогической технологии может быть достигнута при условиях:
· наличия банка педагогических технологий, информационной базы их концепций, алгоритмов, учебно-методического обеспечения;
· учете уровня образовательной подготовленности детей;
· соответствии научной концепции технологии реалиям и возможностям школы.
Задачи:
1. Изучить теоретические основы педагогических технологий;
2. Проследить исторические корни современных педагогических технологий;
3. Определить структуру и основные качества современных педагогических технологий;
4. Ознакомиться с технологиями обучения и воспитания в Хуциевской СОШ Кизлярского района.
Методы исследования: теоретическое исследование, анализ, синтез, наблюдение, описание, беседа, обобщение.
Похожие статьи:
Анализ учебников "Русский язык" Рамзаевой
Т.Г., система "Классическая начальная школа"
Одной из важнейших задач школы является достижение высокой грамотности учащихся, основы которой закладываются в начальной школе. Успешное выполнение этой ответственной задачи во многом зависит от того, насколько прочно усвоят учащиеся начальных классов грамматический и орфографический материал. Процесс прочного усвоения знаний является центральной частью процесса обучения. Нами была проведена раб ...
Сюжетно-дидактическая игра «Новогодняя елка»
Цели: Способствовать формированию у детей ориентировки во времени, воспитывать бережное отношение и любовь к природе, дать представление о невидимых нитях в природе, познакомить детей с особенностями ели и жизнью животных связанных с этим деревом. Материалы: елочные шарики с цифрами, снежинки, костюмы к игре, самодельные елки, макет автозаправки, коробки с игрушками, счетный материал с изображени ...