Понятие педагогической технологии

Страница 1

Термин "педагогическая технология" сегодня – один из самых популярных в педагогических кругах. Повсеместно в педвузах для будущих учителей вводятся соответствующие курсы или спецкурсы, а в литературе ведется оживленная дискуссия, свидетельствующая о том, что эта категория имеет не только теоретический, но и чисто практический интерес.

Надо признать, что для слуха и "педагогическая технология", и "педагогическая техника" – сочетания далеко не самые благозвучные. На это обращал внимание еще А.С. Макаренко и выражал надежду, что впоследствии этим терминам будет найдена достойная замена. Но жизнь показывает, что отвергаемое неудачное название сегодня воспринимается естественно, как, скажем, словосочетание "актерская техника" теперь ни у кого не вызывает производственных ассоциаций. Вместе с этим актерская и педагогическая деятельность во многом сходны, поскольку и в том, и в другом случаях человеческий организм выступает своеобразным инструментом воздействия, осуществляемого публично и направляемого на аудиторию (учеников или зрителей). Параллель эта условна, потому что цели и задачи воздействий, производимых актером и педагогом, различны.

Слово "технология" применительно к воспитанию вошло в лексикон педагогической науки тогда, когда внимание специалистов обратилось к искусству воздействия на личность ребенка. В современных словарях это слово толкуется в традиционном, сугубо техническом значении. Под технологией, как правило, понимается совокупность методов обработки сырья и процессов производства, а также их научное описание. В политехническом словаре дается такое определение технологии: " .1) совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, форм сырья, материала или полуфабриката в процессе производства, например, технология металлов, химическая технология, технология строительных работ; 2) наука о способах воздействия на сырье, материалы или полуфабрикаты соответствующими орудиями производства".

Другой словарь – энциклопедический – дает сходное определение, но несколько расширяет его: " .Задача технологии как науки – выполнение физических, химических, механических и др. закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных и экономичных производственных процессов".

А между тем это слово, пришедшее к нам от греков, судя по составляющим его корням, было рассчитано на более универсальное использование: технос – искусство, мастерство; логос – учение.

Словарное толкование терминов «техника» и «технология» допускает их использование в педагогической сфере. Так, например, «техника» определяется как «круг наук, связанных с изучением и созданием средств производства орудий труда… совокупность средств труда», «технология» же по отношению к «технике» выступает в качестве родовой категории и обозначает «совокупность производственных методов и процессов…, а также научного описание способов производства».

Педагогическая технология выявляет систему профессионально значимых умений педагогов по организации воздействия на воспитанника, предлагает способ осмысления технологичности педагогической деятельности.

Изучение практической стороны взаимодействия субъектов воспитательного процесса при определении технологичности действий учителя заставляет пристальнее присмотреться к этому взаимодействию: определить его основания, структуру, функции, процессуальные и психологические характеристики. При этом особое внимание необходимо обратить на начальный этап взаимодействия – воздействие, фокусирующее в себе весь технологический арсенал педагога.

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Исторические корни технологий воспитания и обучения
Если педагог выстраивает воздействие на ребенка как тонкое и искусное прикосновение к личности, он должен учитывать множество параметров: эмоционально-психическое состояние, общий уровень культурного и возрастного развития, сформированность отношений, духовное и интеллектуальное развитие и многое другое. Откуда же педагог черпает эту информацию о ребенке? Логичный и закономерный ответ – он видит ...

Решение дидактических задач при помощи информационных технологий
Таким образом, используя информационные технологии, можно, интегрируя их в учебный процесс, более эффективно решать целый ряд дидактических задач на уроке на старшем этапе обучения: ― формировать навыки и умения чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности; ― совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет, также со ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru