Обобщая вышесказанное, отметим еще раз:
· развитие ребенка происходит тогда, когда он сам, проявляя активность, взаимодействует с миром;
· характер этой активности определяется субъективно свободным отношением личности;
· педагогическое влияние должно ориентировать воспитанника на определенное отношение к социальной ценности;
· воздействие педагога и весь процесс взаимодействия с ребенком (группой детей) должны производиться на уровне современной культуры и в соответствии с целью воспитания.
Влияние педагога на отношение ребенка выстраивается как тонкое, особым образом инструментованное прикосновение к личности; в современных научных понятиях – это влияние, основанное на педагогической технологии. Задача педагога - выбрать такой способ воздействия, который создавал бы для ребенка комфортный психологический климат, способствовал развитию его индивидуального "Я", закреплял и формировал социально ценностные отношения.
Изучение отношения затруднено субъективностью его проявления и восприятия, но отношение не есть нечто таинственное, неподвластное диагностированию вообще. Учителю необходимо научиться видеть истинные отношения детей, распознавать их не по внешнему, поведенческому проявлению и самому ярко и доступно демонстрировать собственное отношение, пленяя и очаровывая своих воспитанников.
Отношение фиксируется, когда оно выражается рационально в смысловом содержании речи человека. Например, два близких по форме, но сильно отличающихся по смыслу и отношению выражения:
¾ Я так страдаю, когда вижу человеческую боль, поэтому стараюсь обходить нищих в метро .
¾ Я так страдаю, когда вижу человеческую боль, поэтому не могу пройти мимо нищих в метро .
В этих двух фразах заключены совершенно разные позиции людей по отношению к явлению нищеты, столь распространенной в последние годы: в первом случае позиция – "Мне неприятно это видеть, и я не хочу и не буду на это смотреть", во втором случае позиция иная – Мне больно это видеть, и поэтому я помогаю человеку в беде".
Педагогическое воздействие, выступающее как короткий и еле уловимый миг общения или как продолжительное влияние, обеспечивает реализацию функций в соответствии с воспитательной целью Процессуальный взгляд на воспитание обнаруживает необходимость технологического описания момента воздействия.
Каково же назначение педагогического воздействия и в чем его отличие от непедагогического? Назначение педагогического воздействия не в манипулировании ребенком ("чтобы любил учителя"), не в коррекции его действий ("чтобы хорошо себя вел") и не в подавлении его "неразумной" воли ("чтобы слушался старших"), а в предоставлении ему возможности самостоятельно и осознанно производить выбор, становясь субъектом собственной жизни. Что же для этого должен предпринять педагог, выстраивая свое воздействие на ребенка или группу детей?
В первую очередь, необходимо инициировать активность ребенка, ибо только через активное взаимодействие с миром совершается развитие личности: трудно представить, чтобы, не проявляя собственной активности, ребенок сумел освоить учебный материал, не совершив физических усилий, добился спортивных успехов, не упражняясь ежедневно в игре на музыкальном инструменте, стал музыкантом. Мотивированность подобной деятельности у детей может быть различной, поэтому педагогу необходимо своим воздействием пробуждать в ребенке активность, стимулировать потребность того или иного вида занятий.
Сущность педагогической технологии выявляется через систему необходимых и достаточных элементов, связанных между собой к имеющих внутреннюю логику, которая раскрывается с помощью функционально-операционного подхода. Педагогическая технология – это не рецептура, беспрекословное следование которой гарантирует высочайший результат, это закономерности в их прикладном значении.
Похожие статьи:
Методические разработки занятий факультативного курса
Занятие 1 Цель: Познакомить детей с понятиями симметрических многочленов, элементарных симметрических многочленов и степенных сумм. Доказать основную теорему о симметрических многочленах. План занятия: Симметрические многочлены: определение и примеры. Степенные суммы и элементарные симметрические многочлены. Выражение степенных сумм через элементарные симметрические многочлены. Основная теорема о ...
Основы теории речевой коммуникации. Изучение становления общения при
нормальном речевом развитии ребенка
Жизнь каждого нормального человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении – одна из самых важных человеческих потребностей. Общение – это главное условие и основной способ жизни человека. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире. В последнее время широкое распространение получил терми ...