Теоретические основы педагогических технологий

Страница 2

Обобщая вышесказанное, отметим еще раз:

· развитие ребенка происходит тогда, когда он сам, проявляя активность, взаимодействует с миром;

· характер этой активности определяется субъективно свободным отношением личности;

· педагогическое влияние должно ориентировать воспитанника на определенное отношение к социальной ценности;

· воздействие педагога и весь процесс взаимодействия с ребенком (группой детей) должны производиться на уровне современной культуры и в соответствии с целью воспитания.

Влияние педагога на отношение ребенка выстраивается как тонкое, особым образом инструментованное прикосновение к личности; в современных научных понятиях – это влияние, основанное на педагогической технологии. Задача педагога - выбрать такой способ воздействия, который создавал бы для ребенка комфортный психологический климат, способствовал развитию его индивидуального "Я", закреплял и формировал социально ценностные отношения.

Изучение отношения затруднено субъективностью его проявления и восприятия, но отношение не есть нечто таинственное, неподвластное диагностированию вообще. Учителю необходимо научиться видеть истинные отношения детей, распознавать их не по внешнему, поведенческому проявлению и самому ярко и доступно демонстрировать собственное отношение, пленяя и очаровывая своих воспитанников.

Отношение фиксируется, когда оно выражается рационально в смысловом содержании речи человека. Например, два близких по форме, но сильно отличающихся по смыслу и отношению выражения:

¾ Я так страдаю, когда вижу человеческую боль, поэтому стараюсь обходить нищих в метро .

¾ Я так страдаю, когда вижу человеческую боль, поэтому не могу пройти мимо нищих в метро .

В этих двух фразах заключены совершенно разные позиции людей по отношению к явлению нищеты, столь распространенной в последние годы: в первом случае позиция – "Мне неприятно это видеть, и я не хочу и не буду на это смотреть", во втором случае позиция иная – Мне больно это видеть, и поэтому я помогаю человеку в беде".

Педагогическое воздействие, выступающее как короткий и еле уловимый миг общения или как продолжительное влияние, обеспечивает реализацию функций в соответствии с воспитательной целью Процессуальный взгляд на воспитание обнаруживает необходимость технологического описания момента воздействия.

Каково же назначение педагогического воздействия и в чем его отличие от непедагогического? Назначение педагогического воздействия не в манипулировании ребенком ("чтобы любил учителя"), не в коррекции его действий ("чтобы хорошо себя вел") и не в подавлении его "неразумной" воли ("чтобы слушался старших"), а в предоставлении ему возможности самостоятельно и осознанно производить выбор, становясь субъектом собственной жизни. Что же для этого должен предпринять педагог, выстраивая свое воздействие на ребенка или группу детей?

В первую очередь, необходимо инициировать активность ребенка, ибо только через активное взаимодействие с миром совершается развитие личности: трудно представить, чтобы, не проявляя собственной активности, ребенок сумел освоить учебный материал, не совершив физических усилий, добился спортивных успехов, не упражняясь ежедневно в игре на музыкальном инструменте, стал музыкантом. Мотивированность подобной деятельности у детей может быть различной, поэтому педагогу необходимо своим воздействием пробуждать в ребенке активность, стимулировать потребность того или иного вида занятий.

Сущность педагогической технологии выявляется через систему необходимых и достаточных элементов, связанных между собой к имеющих внутреннюю логику, которая раскрывается с помощью функционально-операционного подхода. Педагогическая технология – это не рецептура, беспрекословное следование которой гарантирует высочайший результат, это закономерности в их прикладном значении.

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Роль мотивационных факторов выбора профессии
Мотивационные факторы при выборе профессии - это стимулы, ради которых человек готов приложить свои усилия, то есть на что ориентировался молодой человек при выборе той или иной профессии: общественно социальная значимость данной профессии, престиж, заработок. Что хочет получить студент от высшего образования, каких жизненных целей достичь, какие качества современного специалиста в себе сформиров ...

Разработка элективного курса
Элективные курсы в условиях профильной школы наряду с собственно профильными предметами способствуют созданию необходимой базы для понимания вузовских программ и научной литературы вообще, а также для формирования компетентности учащихся. В данной работе мы предлагаем программу элективного курса по физическим основам теории протекания для учащихся XI класса физико-математического профиля. Курс ра ...

Главные разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru