Теоретические основы педагогических технологий

Страница 2

Обобщая вышесказанное, отметим еще раз:

· развитие ребенка происходит тогда, когда он сам, проявляя активность, взаимодействует с миром;

· характер этой активности определяется субъективно свободным отношением личности;

· педагогическое влияние должно ориентировать воспитанника на определенное отношение к социальной ценности;

· воздействие педагога и весь процесс взаимодействия с ребенком (группой детей) должны производиться на уровне современной культуры и в соответствии с целью воспитания.

Влияние педагога на отношение ребенка выстраивается как тонкое, особым образом инструментованное прикосновение к личности; в современных научных понятиях – это влияние, основанное на педагогической технологии. Задача педагога - выбрать такой способ воздействия, который создавал бы для ребенка комфортный психологический климат, способствовал развитию его индивидуального "Я", закреплял и формировал социально ценностные отношения.

Изучение отношения затруднено субъективностью его проявления и восприятия, но отношение не есть нечто таинственное, неподвластное диагностированию вообще. Учителю необходимо научиться видеть истинные отношения детей, распознавать их не по внешнему, поведенческому проявлению и самому ярко и доступно демонстрировать собственное отношение, пленяя и очаровывая своих воспитанников.

Отношение фиксируется, когда оно выражается рационально в смысловом содержании речи человека. Например, два близких по форме, но сильно отличающихся по смыслу и отношению выражения:

¾ Я так страдаю, когда вижу человеческую боль, поэтому стараюсь обходить нищих в метро .

¾ Я так страдаю, когда вижу человеческую боль, поэтому не могу пройти мимо нищих в метро .

В этих двух фразах заключены совершенно разные позиции людей по отношению к явлению нищеты, столь распространенной в последние годы: в первом случае позиция – "Мне неприятно это видеть, и я не хочу и не буду на это смотреть", во втором случае позиция иная – Мне больно это видеть, и поэтому я помогаю человеку в беде".

Педагогическое воздействие, выступающее как короткий и еле уловимый миг общения или как продолжительное влияние, обеспечивает реализацию функций в соответствии с воспитательной целью Процессуальный взгляд на воспитание обнаруживает необходимость технологического описания момента воздействия.

Каково же назначение педагогического воздействия и в чем его отличие от непедагогического? Назначение педагогического воздействия не в манипулировании ребенком ("чтобы любил учителя"), не в коррекции его действий ("чтобы хорошо себя вел") и не в подавлении его "неразумной" воли ("чтобы слушался старших"), а в предоставлении ему возможности самостоятельно и осознанно производить выбор, становясь субъектом собственной жизни. Что же для этого должен предпринять педагог, выстраивая свое воздействие на ребенка или группу детей?

В первую очередь, необходимо инициировать активность ребенка, ибо только через активное взаимодействие с миром совершается развитие личности: трудно представить, чтобы, не проявляя собственной активности, ребенок сумел освоить учебный материал, не совершив физических усилий, добился спортивных успехов, не упражняясь ежедневно в игре на музыкальном инструменте, стал музыкантом. Мотивированность подобной деятельности у детей может быть различной, поэтому педагогу необходимо своим воздействием пробуждать в ребенке активность, стимулировать потребность того или иного вида занятий.

Сущность педагогической технологии выявляется через систему необходимых и достаточных элементов, связанных между собой к имеющих внутреннюю логику, которая раскрывается с помощью функционально-операционного подхода. Педагогическая технология – это не рецептура, беспрекословное следование которой гарантирует высочайший результат, это закономерности в их прикладном значении.

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Понятие "мотивационные факторы" в психолого-педагогической литературе
Мотива́ция (от lat. "movere") - побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека через труд удовлетворять свои потребности . Мотивация имеет под собой интеллектуальную подоснову, эмоции лишь косвенно влияют на проц ...

Игровые технологии обучения
Сегодня всё большее внимание уделяется человеку как личности - его сознанию, а также высоко развитому интеллекту и интеллектуальному потенциалу. Соответственно, не вызывает сомнения чрезвычайная важность, острая необходимость такой подготовки подрастающего поколения, при которой среднюю школу оканчивали бы образованные интеллектуальные личности, обладающие знанием основ наук, общей культурой, уме ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru