Обобщая вышесказанное, отметим еще раз:
· развитие ребенка происходит тогда, когда он сам, проявляя активность, взаимодействует с миром;
· характер этой активности определяется субъективно свободным отношением личности;
· педагогическое влияние должно ориентировать воспитанника на определенное отношение к социальной ценности;
· воздействие педагога и весь процесс взаимодействия с ребенком (группой детей) должны производиться на уровне современной культуры и в соответствии с целью воспитания.
Влияние педагога на отношение ребенка выстраивается как тонкое, особым образом инструментованное прикосновение к личности; в современных научных понятиях – это влияние, основанное на педагогической технологии. Задача педагога - выбрать такой способ воздействия, который создавал бы для ребенка комфортный психологический климат, способствовал развитию его индивидуального "Я", закреплял и формировал социально ценностные отношения.
Изучение отношения затруднено субъективностью его проявления и восприятия, но отношение не есть нечто таинственное, неподвластное диагностированию вообще. Учителю необходимо научиться видеть истинные отношения детей, распознавать их не по внешнему, поведенческому проявлению и самому ярко и доступно демонстрировать собственное отношение, пленяя и очаровывая своих воспитанников.
Отношение фиксируется, когда оно выражается рационально в смысловом содержании речи человека. Например, два близких по форме, но сильно отличающихся по смыслу и отношению выражения:
¾ Я так страдаю, когда вижу человеческую боль, поэтому стараюсь обходить нищих в метро .
¾ Я так страдаю, когда вижу человеческую боль, поэтому не могу пройти мимо нищих в метро .
В этих двух фразах заключены совершенно разные позиции людей по отношению к явлению нищеты, столь распространенной в последние годы: в первом случае позиция – "Мне неприятно это видеть, и я не хочу и не буду на это смотреть", во втором случае позиция иная – Мне больно это видеть, и поэтому я помогаю человеку в беде".
Педагогическое воздействие, выступающее как короткий и еле уловимый миг общения или как продолжительное влияние, обеспечивает реализацию функций в соответствии с воспитательной целью Процессуальный взгляд на воспитание обнаруживает необходимость технологического описания момента воздействия.
Каково же назначение педагогического воздействия и в чем его отличие от непедагогического? Назначение педагогического воздействия не в манипулировании ребенком ("чтобы любил учителя"), не в коррекции его действий ("чтобы хорошо себя вел") и не в подавлении его "неразумной" воли ("чтобы слушался старших"), а в предоставлении ему возможности самостоятельно и осознанно производить выбор, становясь субъектом собственной жизни. Что же для этого должен предпринять педагог, выстраивая свое воздействие на ребенка или группу детей?
В первую очередь, необходимо инициировать активность ребенка, ибо только через активное взаимодействие с миром совершается развитие личности: трудно представить, чтобы, не проявляя собственной активности, ребенок сумел освоить учебный материал, не совершив физических усилий, добился спортивных успехов, не упражняясь ежедневно в игре на музыкальном инструменте, стал музыкантом. Мотивированность подобной деятельности у детей может быть различной, поэтому педагогу необходимо своим воздействием пробуждать в ребенке активность, стимулировать потребность того или иного вида занятий.
![]() |
Сущность педагогической технологии выявляется через систему необходимых и достаточных элементов, связанных между собой к имеющих внутреннюю логику, которая раскрывается с помощью функционально-операционного подхода. Педагогическая технология – это не рецептура, беспрекословное следование которой гарантирует высочайший результат, это закономерности в их прикладном значении.
Похожие статьи:
Направления и технология организации занятий по тестопластике в группе
глухих детей дошкольного возраста
В данной части работы нами был разработан комплекс занятий по тестопластике для глухих детей. Данный комплекс рассчитан на занятия в течение 1 месяца. Занятий 1. Истоки образов игрушек из теста Цели: Обучающая: учить выявлять истоки образов традиционных игрушек из глины или теста; Воспитательная: воспитывать в ребятах чувство бережного отношения к духовной культуре прошлого; Развивающая: учить че ...
Результаты формирования готовности будущих специалистов в сфере физической
культуры для учебно-воспитательной работы с трудными подростками
В данном разделе представлены результаты 1 этапа экспериментальной работы. Основной целью этого этапа было формирование готовности студентов для осуществления воспитательной деятельности с трудными подростками посредством прохождения разработанного нами экспериментального спецкурса. Динамика информационного компонента готовности В соответствии со структурой готовности специалиста физической культ ...