Теоретические аспекты использования активных форм обучения биологии

Новая педагогика » Формы активного обучения биологии » Теоретические аспекты использования активных форм обучения биологии

Страница 5

Невозможно одному человеку знать все даже в какой-то узкой области знания. Также, как известно, многочисленные факты хорошо запоминают компьютеры. Ученики же должны иметь другие навыки: думать, понимать суть вещей, осмысливать идее и концепции и уже на основе этого уметь искать нужную информацию, трактовать ее и применять в конкретных условиях. Этому и содействуют интерактивные технологии.

Активные формы работы по сравнению с другими имеют ряд преимуществ:

за один и тот же промежуток времени объем выполненной работы намного больше;

высокая результативность в усвоении знаний и формировании умений;

формируется умение сотрудничать;

формируются мотивы обучения, развиваются гуманные отношения между детьми;

развивается учебная деятельность (планирование, рефлексия, контроль, самоконтроль).

Как и каждая форма работы с учениками в классе во время учебного занятия, активная форма несовершенна, не является самоцелью в педагогическом процессе. Введения новых методик преподавания требует от учителя изменить и отношения к своей роли в классе, как к руководителю процессом обучения. Это вызовет у него и определенные предубеждения, на которые указывает С.Л.Грабовская:

- страх утратить руководящую роль в учебном процессе; нежелание иметь заботы с переработкой курсов;

- страх утратить контроль над обучением учеников; опасения, что при некоторых формах активной работы, не все ученики задействованы;

- невозможность постоянно поддерживать на занятии “железную” дисциплину и тишину.

Кроме того, как мы видим из таблицы 2, при применении активных и интераткивных форм педагог сталкивается с определенными трудностями.

Так, например, работа учеников в группах и парах дает разные результаты. Взаимообучение учеников также имеет и свои слабые стороны, которые необходимо учитывать, используя эту технологию. Сравнительный анализ положительных и отрицательных сторон активных форм представлен в таблице 2.

Таблица 2 – Сравнительный анализ положительных и отрицательных сторон активных форм

Положительные стороны

Слабые стороны

1. Учитель получает возможность рациональнее распределить свое время, помогая активнее детям с особыми проблемами — личностными и интеллектуальными.

1. Тяжело наладить активное обучение как постоянно действующий механизм.

2. Учитель меньше времени вынужден тратить на преодоление трудности с дисциплиной.

2. Взрослым трудно контролировать процесс взаимообучения, а результат не всегда эффективен.

Для того чтобы преодолеть сложности применения отдельных активных форм и превратить их слабые стороны в сильные, надо помнить:

• Активные формы требуют определенного изменения всей жизни класса, а также значительного количества времени для подготовки как ученикам, так и педагогу. Надо начинать с постепенного включения элементов этой модели, если учитель или ученики с ними незнакомы. Как педагогу, так и ученикам надо привыкнуть к ним. Можно даже создать план постепенного внедрения интерактивного обучения. Лучше старательно подготовить несколько занятий с использований активных форм в учебном году, чем часто проводить наспех подготовленные «игры».

• Можно провести с учениками особое «организационное занятие» и создать вместе с ними «правила работы в классе». Надо настроить учеников на старательную подготовку к активным формам. Следует использовать сначала простые технологии — работа в парах, малых группах, мозговой штурм и т.п Когда у учителя и у учеников появится опыт подобной работы, такие занятия будут проходить намного легче, а подготовка не будет требовать много времени.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие статьи:

Этапы обучения двигательным навыкам
В теории физического воспитания двигательное умение определяется, как степень владения техникой действия, которая отличается повышенной концентрацией внимания на составные операции и нестабильными способами решения двигательной задачи. Двигательный навык - это степень овладения техникой действия, при которой управление движениями происходит автоматизировано, и действия отличаются высокой надежнос ...

Представление результатов научных исследований
Основным материально зримым продуктом научного труда являются различные виды научных публикаций, прежде всего научные статьи и отчеты. Есть несколько причин, побуждающих ученых описывать и публиковать результаты своих исследований: 1. "Обмен знания на признание", т. е. желание получить признание внутри самого научного сообщества. 2. Немаловажным фактором является и вполне бескорыстная к ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru