Теоретические аспекты использования активных форм обучения биологии

Новая педагогика » Формы активного обучения биологии » Теоретические аспекты использования активных форм обучения биологии

Страница 5

Невозможно одному человеку знать все даже в какой-то узкой области знания. Также, как известно, многочисленные факты хорошо запоминают компьютеры. Ученики же должны иметь другие навыки: думать, понимать суть вещей, осмысливать идее и концепции и уже на основе этого уметь искать нужную информацию, трактовать ее и применять в конкретных условиях. Этому и содействуют интерактивные технологии.

Активные формы работы по сравнению с другими имеют ряд преимуществ:

за один и тот же промежуток времени объем выполненной работы намного больше;

высокая результативность в усвоении знаний и формировании умений;

формируется умение сотрудничать;

формируются мотивы обучения, развиваются гуманные отношения между детьми;

развивается учебная деятельность (планирование, рефлексия, контроль, самоконтроль).

Как и каждая форма работы с учениками в классе во время учебного занятия, активная форма несовершенна, не является самоцелью в педагогическом процессе. Введения новых методик преподавания требует от учителя изменить и отношения к своей роли в классе, как к руководителю процессом обучения. Это вызовет у него и определенные предубеждения, на которые указывает С.Л.Грабовская:

- страх утратить руководящую роль в учебном процессе; нежелание иметь заботы с переработкой курсов;

- страх утратить контроль над обучением учеников; опасения, что при некоторых формах активной работы, не все ученики задействованы;

- невозможность постоянно поддерживать на занятии “железную” дисциплину и тишину.

Кроме того, как мы видим из таблицы 2, при применении активных и интераткивных форм педагог сталкивается с определенными трудностями.

Так, например, работа учеников в группах и парах дает разные результаты. Взаимообучение учеников также имеет и свои слабые стороны, которые необходимо учитывать, используя эту технологию. Сравнительный анализ положительных и отрицательных сторон активных форм представлен в таблице 2.

Таблица 2 – Сравнительный анализ положительных и отрицательных сторон активных форм

Положительные стороны

Слабые стороны

1. Учитель получает возможность рациональнее распределить свое время, помогая активнее детям с особыми проблемами — личностными и интеллектуальными.

1. Тяжело наладить активное обучение как постоянно действующий механизм.

2. Учитель меньше времени вынужден тратить на преодоление трудности с дисциплиной.

2. Взрослым трудно контролировать процесс взаимообучения, а результат не всегда эффективен.

Для того чтобы преодолеть сложности применения отдельных активных форм и превратить их слабые стороны в сильные, надо помнить:

• Активные формы требуют определенного изменения всей жизни класса, а также значительного количества времени для подготовки как ученикам, так и педагогу. Надо начинать с постепенного включения элементов этой модели, если учитель или ученики с ними незнакомы. Как педагогу, так и ученикам надо привыкнуть к ним. Можно даже создать план постепенного внедрения интерактивного обучения. Лучше старательно подготовить несколько занятий с использований активных форм в учебном году, чем часто проводить наспех подготовленные «игры».

• Можно провести с учениками особое «организационное занятие» и создать вместе с ними «правила работы в классе». Надо настроить учеников на старательную подготовку к активным формам. Следует использовать сначала простые технологии — работа в парах, малых группах, мозговой штурм и т.п Когда у учителя и у учеников появится опыт подобной работы, такие занятия будут проходить намного легче, а подготовка не будет требовать много времени.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие статьи:

Педагогическое общение в структуре педагогической деятельности
Педагогическое общение - есть форма учебного взаимодействия, сотрудничества учителя и учеников. Это - личностно и социально ориентированное взаимодействие. Педагогическое общение одновременно реализует коммуникативную, перцептивную и интерактивную функции, используя при этом всю совокупность вербальных, изобразительных, символических средств. А.А. Леонтьев выделяет следующие характеристики педаго ...

Педагогические аспекты формирования профессиональной компетентности будущего педагога
Традиционно цели образования определялись набором знаний, умений, навыков, которыми должен владеть выпускник. Сегодня такой подход оказался недостаточным. Социуму (профессиональным учебным заведением, производству, семье) нужны не всезнайки и болтуны, а выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные про ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru