Теоретические аспекты использования активных форм обучения биологии

Новая педагогика » Формы активного обучения биологии » Теоретические аспекты использования активных форм обучения биологии

Страница 2

• уроки изучения нового учебного материала;

• уроки формирования и усовершенствования умений и навыков;

• уроки закрепления и применения знаний, умений и навыков;

• уроки обобщения и систематизации знаний;

• уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков;

• комбинированные уроки.

Вопрос выбора типа и, соответственно, структуры урока (его составляющих, шагов, которые надо осуществить для достижения дидактической цели) требует тщательного обдумывания и учета таких условий:

1) содержание учебного материала,

2) возраст учеников,

3) место конкретного урока в системе уроков по определенной теме,

4) дидактических возможностей и функций разных методов и учебных технологий.

То есть сначала учитель определяет, что планирует сделать, а потом — как и какими средствами.

Коротко остановимся на характеристике каждого типа уроков.

Уроки изучения нового учебного материала. Целью этого типа уроков является овладение учениками новым материалом и новыми способами деятельности. Наиболее эффективно процесс усвоения новых понятий, умений и навыков осуществляется учениками во время активной деятельности, обусловленной применением учителем разнообразных методов, средств обучения и технологий.

Уроки формирования и усовершенствования умений и навыков. На уроках этого типа решаются такие дидактические задачи:

а) повторение и закрепление усвоенных прежде знаний по применению уже сформированных умений и навыков;

б) формирование новых умений и навыков;

в) контроль за изучением нового учебного материала и усовершенствованием знаний, умений и навыков.

Уроки закрепления и применения знаний, умений и навыков предусматривают наличие у учеников определенного количества предварительно усвоенных знаний, умений и навыков, которые путем последовательного решения учениками учебных задач ведут к достижению дидактической цели.

Уроки обобщения и систематизации знаний. Уроки этого типа направлены на решение двух основных дидактических задач:

а) проверку и установление уровня овладения учениками основами теоретических знаний и способами познавательной деятельности;

б) повторение, коррекцию и более глубокое осмысление учебного материала.

Уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков. Уроки этого типа предназначены для:

а) контроля за уровнем усвоения учениками теоретического материала, сформированностью умений и навыков;

б) коррекции усвоенных учениками знаний, умений и навыков.

Структура урока, то есть последовательность его частей и элементов, зависит прежде всего от цели и содержания урока и не может строиться стихийно. Тем не менее, не может быть и универсальных схем, пригодных для всех случаев организации обучения.

Несмотря на широкое признание в мире, классно-урочная система имеет много недостатков. Наиболее существенными из них есть: ориентированность на среднего ученика; часто высокая сложность обучения для слабых учеников за счет темпа и содержания обучения; невозможность полной реализации в учебном процессе индивидуальных особенностей учеников. Поэтому в XX в. к уроку добавились такие формы, как консультации, зачеты, семинары, практические занятия и т.п Попытки усовершенствовать и сам урок как специфическую форму организации учебно-воспитательного процесса не прекращаются с момента его изобретения. В истории педагогики было разработано и апробированы такие варианты классно-урочной формы, как бел-ланкастерская система взаимного обучения, батовская система, маннгеймская система, лабораторная система (Дальтон-план).

Бел-ланкастерска система обучения была разработана А. Беллом и Дж. Ланкастером в 1798 году и широко применялась в школах Англии и Индии для обучения большого количества учеников одним учителем. Состояла в том, что старшие ученики учили младших. Не приобрела распространение из-за низкого качества обучения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие статьи:

Методические разработки
Урок 1. Урок – игра «Русское лото» Условия игры: в игре участвуют пять команд. Каждая команда получает карточку, в которой указаны номера десяти вопросов. Учитель или ведущий игры достает из мешка бочонок с номерами. Команда, у которой в карточке есть этот номер, получает право на ответ. Если ответ верный, то команда получает бочонок и ставит его на соответствующий номер в карточке. Если команда ...

Творческое воображение младшего школьника
Существует мнение, что у ребенка воображение богаче, чем у взрослого человека. Детство считается той порой, когда фантазия развита наиболее, и, согласно этому взгляду, по мере развития ребенка его воображение и сила его фантазии идут на убыль. Это мнение сложилось потому, что целый ряд наблюдений над деятельностью фантазии дает повод для такого вывода. Дети могут из всего сделать все, говорил Гёт ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru