Теоретические аспекты использования активных форм обучения биологии

Новая педагогика » Формы активного обучения биологии » Теоретические аспекты использования активных форм обучения биологии

Страница 2

• уроки изучения нового учебного материала;

• уроки формирования и усовершенствования умений и навыков;

• уроки закрепления и применения знаний, умений и навыков;

• уроки обобщения и систематизации знаний;

• уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков;

• комбинированные уроки.

Вопрос выбора типа и, соответственно, структуры урока (его составляющих, шагов, которые надо осуществить для достижения дидактической цели) требует тщательного обдумывания и учета таких условий:

1) содержание учебного материала,

2) возраст учеников,

3) место конкретного урока в системе уроков по определенной теме,

4) дидактических возможностей и функций разных методов и учебных технологий.

То есть сначала учитель определяет, что планирует сделать, а потом — как и какими средствами.

Коротко остановимся на характеристике каждого типа уроков.

Уроки изучения нового учебного материала. Целью этого типа уроков является овладение учениками новым материалом и новыми способами деятельности. Наиболее эффективно процесс усвоения новых понятий, умений и навыков осуществляется учениками во время активной деятельности, обусловленной применением учителем разнообразных методов, средств обучения и технологий.

Уроки формирования и усовершенствования умений и навыков. На уроках этого типа решаются такие дидактические задачи:

а) повторение и закрепление усвоенных прежде знаний по применению уже сформированных умений и навыков;

б) формирование новых умений и навыков;

в) контроль за изучением нового учебного материала и усовершенствованием знаний, умений и навыков.

Уроки закрепления и применения знаний, умений и навыков предусматривают наличие у учеников определенного количества предварительно усвоенных знаний, умений и навыков, которые путем последовательного решения учениками учебных задач ведут к достижению дидактической цели.

Уроки обобщения и систематизации знаний. Уроки этого типа направлены на решение двух основных дидактических задач:

а) проверку и установление уровня овладения учениками основами теоретических знаний и способами познавательной деятельности;

б) повторение, коррекцию и более глубокое осмысление учебного материала.

Уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков. Уроки этого типа предназначены для:

а) контроля за уровнем усвоения учениками теоретического материала, сформированностью умений и навыков;

б) коррекции усвоенных учениками знаний, умений и навыков.

Структура урока, то есть последовательность его частей и элементов, зависит прежде всего от цели и содержания урока и не может строиться стихийно. Тем не менее, не может быть и универсальных схем, пригодных для всех случаев организации обучения.

Несмотря на широкое признание в мире, классно-урочная система имеет много недостатков. Наиболее существенными из них есть: ориентированность на среднего ученика; часто высокая сложность обучения для слабых учеников за счет темпа и содержания обучения; невозможность полной реализации в учебном процессе индивидуальных особенностей учеников. Поэтому в XX в. к уроку добавились такие формы, как консультации, зачеты, семинары, практические занятия и т.п Попытки усовершенствовать и сам урок как специфическую форму организации учебно-воспитательного процесса не прекращаются с момента его изобретения. В истории педагогики было разработано и апробированы такие варианты классно-урочной формы, как бел-ланкастерская система взаимного обучения, батовская система, маннгеймская система, лабораторная система (Дальтон-план).

Бел-ланкастерска система обучения была разработана А. Беллом и Дж. Ланкастером в 1798 году и широко применялась в школах Англии и Индии для обучения большого количества учеников одним учителем. Состояла в том, что старшие ученики учили младших. Не приобрела распространение из-за низкого качества обучения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие статьи:

Современная воспитательная система, основанная на ключевых ценностях гражданина России
В начале XX века Луначарский писал: «Мы хотим воспитать человека, который жил бы общественной жизнью гораздо больше, чем личными интересами. Наряду с этим мы отнюдь не стремимся к стадности, к растворению личности, к стиранию оригинальности. Нисколько! Нам нужно, чтобы на коллективной основе особенности человека получали полное развитие. Мы должны развернуть особенности, дарования, развить навыки ...

Модель исследования
Объектом исследования выступает сюжетно-ролевая игра детей дошкольного возраста в условиях приюта. Предметом исследования являются педагогические условия, способствующие развитию сюжетно-ролевой игры в условиях приюта. В основу исследования положена гипотеза, согласно которой создание игрового пространства детьми дошкольного возраста может быть успешным, если педагог: * Организует предметную сред ...

Главные разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru