Формирование интонационной выразительности речи

Страница 1

1. Развитие восприятия различных видов интонации.

Логопедическая работа проводится в определенной последовательности:

1. Общее знакомство с интонацией и средствами ее выражения (темп, ритм, высота и тон голоса, логическое ударение).

2. Развитие восприятия интонации повествовательного типа:

а) знакомство с повествовательной интонацией;

б) определение картинки-символа;

в) упражнения по выделению повествовательной интонации.

3. Развитие восприятия интонации вопросительного типа:

а) знакомство с вопросительной интонацией;

б) определение картинки-символа;

в) упражнения по различению вопросительной интонации.

4. Развитие восприятия интонации восклицательного типа:

а) знакомство с восклицательной интонацией;

б) определение картинки-символа;

в) упражнения по выделению восклицательной интонации.

5. Развитие дифференциации различных видов интонации.

При знакомстве с различными видами интонации и определении картинки-символа (гномик “Точка”, гномик “Вопросик”, гномик “Восклицание”, либо картинки с изображением ., ?, !) могут использоваться следующие стихотворения:

Восклицательный знак

Друзья! В произведениях Стою я для того, Чтоб выразить волнение, Тревогу, восхищение, Победу, торжество! Не зря я от рождения Противник тишины! Где я, те предложения С особым выражением Произнестись должны!

(А. Тетивкин)

Бурным чувствам нет конца:

Пылкий нрав у молодца!

Вопросительный знак

Разные вопросы задаю я всем:

Как? Откуда? Сколько? Почему? Зачем? Где? Куда? Какая? Отчего? О ком? Кто? Кому? Который? Чья? Какие? В чем? Вот какой я мастак, Вопросительный знак.

(А. Тетивкин)

Вечно думая над смыслом Изогнулся коромыслом.

Точка

У нее особый пост В самой малой строчке. Если точка — Вывод прост:

Это значит — Точка.

Фразу следует кончать, Если точка рядом. Точку надо уважать, Точку слушать надо.

(Ф. Кривин)

Предложения бывают:

1. Вопросительные

Сейчас, когда приду домой, Произнесет их мама:

“Ты дрался, да?

Ты что — немой?

Ну что молчишь упрямо?”

2. Повествовательные

Повествовать придется мне, И я скажу:

“Не дрался, не . Свалился с дерева, и вот .”

3. Восклицательные

Тут папа в комнату войдет. Войдет и скажет:

“Лоботряс! Я проучу тебя сейчас!”

(Ф. Кривин)

В ходе логопедической работы предусматривается введение специальных подготовительных упражнений по развитию высоты и силы голоса, по восприятию движений тона голоса, по развитию длительности и интенсивности речевого дыхания. В работу включаются следующие задания:

1. Восприятие и определение силы голоса (тихий, громкий) при произнесении звуков, слогов, звукоподражаний, слов и фраз.

2. Восприятие и определение высоты голоса (низкий, высокий) при произнесении звуков, слогов, звукоподражаний, слов и фраз.

В данных заданиях широко используются игры и инсценировки (“Далеко или близко?”, “Заблудились”, “Высоко или низко”, “Три медведя”) и т. д.

3. Длительное произнесение голосом средней громкости отдельных гласных и согласных звуков:

ау ои ауи аза усо и т. д.

4. Усиление и ослабление голоса (от беззвучной артикуляции до громкого произнесения и наоборот) на материале отдельных гласных звуков и сочетаний из двух—трех гласных звуков:

у — беззвучная артикуляция — ау, ауи у — шепотное произнесение — ау, ауи у — тихое произнесение — ау, ауи у — громкое произнесение — ау, ауи и т. д.

5. Тренировка динамического диапазона голоса при пении гласных звуков — громко, тихо, с постепенным затиханием голоса, с постепенным усилением голоса.

6. Повышение и понижение голоса при произнесении отдельных гласных звуков, сочетаний из двух—трех гласных звуков, слогов:

7. Чередование повышения и понижения голоса при произнесении отдельных звуков:

А а А а А а

8. Постепенное повышение голоса с последующим его понижением при произнесении гласных звуков:

Формирование интонационной выразительности речи проводится по четырем основным типам интонационно-мелодических структур в процессе выполнения упражнений в определенной последовательности:

1. Упражнения по отработке интонации повествовательного предложения, характеризующейся понижением мелодики на ударном слоге слова, стоящего под синтагматическим ударением:

Это Маша.

Маша поет.

На улице ранняя весна. И т. д.

2. Упражнения по отработке интонации вопросительного предложения без вопросительного слова, характеризующейся резким повышением частоты основного тона на ударном слоге слова, стоящего под синтагматическим ударением:

Маша пришла?

Маша пришла?

Маша поет песню?

Маша поет песню?

Маша поет песню? И т. д.

3. Упражнения по отработке интонации вопросительного предложения с вопросительным словом, характеризующейся повышением тона на стоящем в начале предложения вопросительном слове:

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Понятие о логопедической ритмике
Логопедическая ритмика - это коррекционная методика обучения и воспитания лиц с различными аномалиями развития, в том числе и с речевой, средствами движения, музыки и речи. Логопедическая ритмика является частью лечебной ритмики, базируется на использовании связи слова, музыки и движения. Г. А. Волкова определяет логопедическую ритмику как одну из форм активной терапии, которая может быть включен ...

Особенности формирования информационной компетентности
Современный этап развития общества характеризуется бурным развитием производства. Мы видим, что наибольших успехов добились те государства, которые в качестве генерального направления выбрали путь информационно интеллектуального развития. Осознание этого факта заставляет по-новому взглянуть и на систему подготовки педагогов. Любое образовательное учреждение сегодня выдвигает четкое требование: от ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru