Особенности адаптации детей с нарушениями интеллекта к социуму в рамках учебно-воспитательного процесса общеобразовательного учреждения

Новая педагогика » Особенности взаимодействия с детьми с отклонениями в развитии в условиях учебно-воспитательного процесса начальной школы » Особенности адаптации детей с нарушениями интеллекта к социуму в рамках учебно-воспитательного процесса общеобразовательного учреждения

Страница 3

Проводя анализ используемой литературы, можно отметить, например, в книге «Коррекционная роль обучения во вспомогательной школе» сборник статей, рассматриваются вопросы коррекции недостатков развития учащихся вспомогательных школ в конкретных видах учебной деятельности (трудовое обучение, география). Так же содержатся материалы о формировании личностных качеств учеников в связи с трудовым обучением. В работах Г.М. Дульнева и М.И. Кузьмицкой сделана одна из первых попыток определения подходов к проблеме формирования личностных качеств у умственно отсталых учеников. В статье Г.М. Дульнева показано, что по мере возрастающего влияния обучения на умственное развитие учащихся происходят значительные сдвиги в соотношении между интеллектуальными и аффективными компонентами личности.

Коррекционной задачей воспитания и обучения в отношении формирования личностных качеств учащегося является повышение регулирующей роли, интеллекта в поведении ученика в разных ситуациях, в разных видах его деятельности. В этом направлении рассматривает М.И. Кузьмицкая проблему формирования у учащихся специальных (коррекционных) школ отношения к своей будущей трудовой специальности. Хорошо известно, что умственно отсталые ученики длительное время не могут правильно оценить своих возможностей в овладении той или иной специальностью. Даже у учащихся выпускного класса, если с ними не велась должная работа, сохраняется уровень притязаний, не соответствующий их возможностям. Подобные притязания у старшеклассников нередко мешают формирования должного отношения к простым, доступным им видам труда. Возникает конфликтная ситуация между реальной действительностью и нереальными притязаниями. Как показывает Кузьмицкая М.И., при правильном, тактичном отношении к ученикам можно переключить их усилия и намерения на то, чтобы лучше овладеть доступной им специальностью. В переключении усилии ученика особое значение приобретает осознание им социальной значимости тех простых видов труда, которые ему посильны. Таким образом, формирование у учащихся правильного понимания своих возможностей и должного отношения к доступным видам труда становится средством воспитания нравственных качеств учащихся.

В сборнике «Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе» под редакцией Ж.И.Шиф (1972 г.) содержатся исследования отражающие попытки психологов глубже изучить потенциальные возможности развития групп учеников, выявить некоторые особенности личности умственно отсталых подростков, а также обучаемости умственно отсталых детей дошкольного возраста.

В статье В.П.Петровой рассматривается, как учащиеся специальной (коррекционной) школы пользуются своим словарным запасом при написании сочинений. Автор показывает, что для корригирования недостатков нужно повышать и усиливать мотивационную сторону речи. Необходимо добиваться, чтобы учащиеся стремились сделать своё письменное сообщение понятным читателю, а для этого их надо обучать умению совмещать позицию и читающего, встать на его позицию, что трудно для детей с нарушением интеллекта.

В статье Т.Н.Головиной рассматривается трудно – преодолимый дефект детей с нарушением интеллекта – нарушения их пространственной ориентации и пространственных представлений. Внимание автора привлекается к использованию увлекающих детей приёмов обучения рисованию, которые служат коррекции недостатков осмысления пространственных свойств предметов и их расположения.

В статье Б.И. Пинского рассматриваются трудности перехода от практических действий к «умственным», облегчающим трудовую деятельность в новых условиях. Даётся анализ путей их формирования, подчёркивается роль социальных мотивов в повышении уровня выполнения трудовых заданий.

В работе Г.В. Цикото показаны особенности познавательной деятельности при группировке цветовых оттенков и выявлены затруднения дошкольников с нарушением интеллекта при организации ими своей деятельности. Обучаемость умственно отсталых детей, воспитывающихся в специальном детском саду, доказывается их значительным развитием к старшему дошкольному возрасту. Разница в уровне выполнения задания разными детьми одного возраста оказалась очень значительной, что говорит о необходимости варьирования работы внутри каждой группы детского сада.

Страницы: 1 2 3 4


Похожие статьи:

Конспект урока коррекционной педагогики по теме: «Проблемы обучения детей со специальными образовательными нуждами».
Тема: Проблемы обучения детей со специальными образовательными нуждами. План История социальных образований. Образование детей с особыми образовательными нуждами в контексте региональной образовательной политики Подходы к обучению детей со специальными образовательными нуждами и формы работы Решение поведенческих проблем в классе Работа с семьей Руководство коррекционной игровой деятельностью. За ...

Художественная деятельность как средство развития творческого воображения
Возникновение и развитие воображения – социально обусловленный процесс. Именно взрослый закладывает у ребенка механизмы воображения. И только в общении с ним ребенок осваивает общественно выработанные и фиксированные в культуре средства создания новых образов: сначала действия, а позднее – речь. Г.А. Урунтаева отмечает, что воображение – основное новообразование дошкольного детства. Этот возрастн ...

Главные разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru