«Мы сокращаем свою жизнь своей невоздержанностью, своей беспомощностью, своим безобразным обращением с собственным организмом».
В. Маяковский
К статистике состояния здоровья, которая широко публикуется в специальных и популярных изданиях, приходится относиться с осторожностью. Результаты существенно зависят от базы, на которой проводились исследования, поэтому в разных регионах страны показатели заметно различаются. Но в еще большей степени выводы ученых определяются методами исследования и критериями оценки. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить выводы о состоянии здоровья призывников, сделанные врачами призывной комиссии и специалистами медицинского центра, оборудованного современной аппаратурой.
В качестве наиболее репрезентативного исследования здоровья школьников можно рассматривать проведенную в 2002г. Министерством здравоохранения диспансеризацию. По полученным предварительным данным, около 60% учащихся страдают теми или иными хроническими заболеваниями, часто несколькими, т.е. почти 2/3 сидящих за партами наших школ — больные дети! Но и оставшуюся треть школьников трудно отнести к категории здоровых. Отсутствие медицинского диагноза — еще не свидетельство здоровья. Вспомним известную шутку (в которой, к сожалению, лишь доля шутки): «Здоровый человек — это недостаточно обследованный человек».
Среди учащихся, у которых не выявлено хронических заболеваний, более половины составляют те, кто находится «между здоровьем и болезнью», в так называемом «третьем состоянии». Это разнообразные функциональные нарушения, не достигшие уровня болезни, но свидетельствующие о напряжении адаптационных ресурсов организма (дезадаптационных нарушениях), повышенном риске возникновения клинически выраженной патологии. Несоблюдение дополнительных требований к условиям и образу жизни, характеру нагрузки, определяемых данной группой риска, неизбежно приводит к переходу человека из этой группы в группу больных в хронической или острой формах.
Таким образом, согласно усредненным данным, полученным разными специалистами в последние годы, практически здоровыми можно признать не более 10% нынешних школьников. Врачи-педиатры, родители, учителя и воспитатели, каждодневно сталкиваясь с проблемами неблагополучия детского здоровья, не всегда грамотно действуют, помогая ребенку справиться с его болезненным состоянием. Сами же дети, подростки, юноши и девушки пытаются привыкнуть жить в условиях ограничения свободы («болезнь — это стесненная в своей свободе жизнь») и очень нуждаются в понимании и конструктивной помощи со стороны взрослых.
Оценка состояния здоровья детского населения, определение критериев, характеризующих и обусловливающих его, строятся с учетом так называемых «определяющих признаков здоровья», к которым относятся:
отсутствие в момент обследования какой бы то ни было болезни;
гармоничное и соответствующее возрасту развитие (физическое и психическое);
нормальный уровень функций;
отсутствие наклонности к заболеваниям.
Для градации здоровья детей используют его качественную характеристику. Детей на основании результатов медицинских осмотров распределяют на 5 «групп здоровья»:
I— здоровые, нормально развивающиеся, без функциональных отклонений;
II— здоровые, при наличии функциональных или небольших морфологических отклонений;
— больные в компенсированном состоянии;
— больные в субкомпенсированном состоянии;
V— больные в декомпенсированном состоянии.
Первая группа — это школьники, у которых отсутствуют хронические заболевания, не болевшие или редко болевшие за период наблюдения и имеющие нормальное, соответствующее возрасту физическое и нервно-психическое развитие (здоровые, без отклонений).
Вторую группу составляют дети и подростки, не страдающие хроническими заболеваниями, но имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения, а также часто (4 и более раз в год) или длительно (более 25 дней по одному заболеванию) болеющие. Уточнение состава этой группы особенно важно, так как функциональные отклонения в той или иной мере препятствуют таким детям в осуществлении их социальных функций.
Похожие статьи:
Особенности восприятия цвета детьми дошкольного возраста
Для того чтобы правильно руководить детским творчеством, нужно знать особенности изобразительной деятельности детей. Это поможет найти ключ к сердцу ребенка, установить с ним контакт, развить его художественные способности. Чем наблюдательней ребёнок, чем он пытливее, тем убедительней будет его рисунок, даже при технической беспомощности автора. Рисуя, ребёнок не просто изображает другие предметы ...
Обучение чтению вслух и про себя в иностранном языке
После устного вводного курса учащиеся переходят к чтению, которое начинается с его громко-речевой формы — чтения вслух. Как было отмечено, в родном языке чтение про себя и вслух сосуществуют, дополняя друг друга: в первом случае информация из текста извлекается для себя, во втором — для других. В иностранном языке эти коммуникативные функции сохраняются, но чтение вслух выполняет еще одну важную ...