Состояние здоровья современного подростка

Страница 1

«Мы сокращаем свою жизнь своей невоздержанностью, своей беспомощностью, своим безобразным обращением с собственным организмом».

В. Маяковский

К статистике состояния здоровья, которая широко публикуется в специальных и популярных изданиях, приходится относиться с осторожностью. Результаты существенно зависят от базы, на которой проводились исследования, поэтому в разных регионах страны показатели заметно различаются. Но в еще большей степени выводы ученых определяются методами исследования и критериями оценки. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить выводы о состоянии здоровья призывников, сделанные врачами призывной комиссии и специалистами медицинского центра, оборудованного современной аппаратурой.

В качестве наиболее репрезентативного исследования здоровья школьников можно рассматривать проведенную в 2002г. Министерством здравоохранения диспансеризацию. По полученным предварительным данным, около 60% учащихся страдают теми или иными хроническими заболеваниями, часто несколькими, т.е. почти 2/3 сидящих за партами наших школ — больные дети! Но и оставшуюся треть школьников трудно отнести к категории здоровых. Отсутствие медицинского диагноза — еще не свидетельство здоровья. Вспомним известную шутку (в которой, к сожалению, лишь доля шутки): «Здоровый человек — это недостаточно обследованный человек».

Среди учащихся, у которых не выявлено хронических заболеваний, более половины составляют те, кто находится «между здоровьем и болезнью», в так называемом «третьем состоянии». Это разнообразные функциональные нарушения, не достигшие уровня болезни, но свидетельствующие о напряжении адаптационных ресурсов организма (дезадаптационных нарушениях), повышенном риске возникновения клинически выраженной патологии. Несоблюдение дополнительных требований к условиям и образу жизни, характеру нагрузки, определяемых данной группой риска, неизбежно приводит к переходу человека из этой группы в группу больных в хронической или острой формах.

Таким образом, согласно усредненным данным, полученным разными специалистами в последние годы, практически здоровыми можно признать не более 10% нынешних школьников. Врачи-педиатры, родители, учителя и воспитатели, каждодневно сталкиваясь с проблемами неблагополучия детского здоровья, не всегда грамотно действуют, помогая ребенку справиться с его болезненным состоянием. Сами же дети, подростки, юноши и девушки пытаются привыкнуть жить в условиях ограничения свободы («болезнь — это стесненная в своей свободе жизнь») и очень нуждаются в понимании и конструктивной помощи со стороны взрослых.

Оценка состояния здоровья детского населения, определение критериев, характеризующих и обусловливающих его, строятся с учетом так называемых «определяющих признаков здоровья», к которым относятся:

отсутствие в момент обследования какой бы то ни было болезни;

гармоничное и соответствующее возрасту развитие (физическое и психическое);

нормальный уровень функций;

отсутствие наклонности к заболеваниям.

Для градации здоровья детей используют его качественную характеристику. Детей на основании результатов медицинских осмотров распределяют на 5 «групп здоровья»:

I— здоровые, нормально развивающиеся, без функциональных отклонений;

II— здоровые, при наличии функциональных или небольших морфологических отклонений;

— больные в компенсированном состоянии;

— больные в субкомпенсированном состоянии;

V— больные в декомпенсированном состоянии.

Первая группа — это школьники, у которых отсутствуют хронические заболевания, не болевшие или редко болевшие за период наблюдения и имеющие нормальное, соответствующее возрасту физическое и нервно-психическое развитие (здоровые, без отклонений).

Вторую группу составляют дети и подростки, не страдающие хроническими заболеваниями, но имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения, а также часто (4 и более раз в год) или длительно (более 25 дней по одному заболеванию) болеющие. Уточнение состава этой группы особенно важно, так как функциональные отклонения в той или иной мере препятствуют таким детям в осуществлении их социальных функций.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие статьи:

Понятие, роль портфолио учителя
Идея портфеля или папки индивидуальных учебных достижений учащихся становится в нашей стране в последнее время все более популярной. Всё больше школ применяют его в своей практике. На Западе его называют портфолио и говорят о нём, как об одном из основных образовательных трендов последнего десятилетия. Более того, утверждается, что школа XXI века - это «школа портфолио» и идея портфолио выступает ...

Предметом педагогики
Предметом педагогики является исследование тех граней в формировании и развитии человеческой личности, которые позволяют разрабатывать на этой основе теории и методики воспитания как специально организованного процесса. Необходимо оговориться, что вузовская педагогика приобретает особый оттенок в силу ряда причин: специфика возраста (студенты еще и не взрослые, но уже и не дети); специфика коллек ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru