К числу наиболее распространенных форм патологии у школьников относятся заболевания сердечно-сосудистой системы (отклонения артериального давления, вегето-сосудистая дистония и др.), пищеварительной системы (кариесы, гастриты, холециститы, колиты и др.), аллергические проявления. Последние, так же, как и патология дыхательной системы, особенно выражены у детей, проживающих в экологически неблагоприятных регионах и имеющих нарушения иммунитета, снижение защитных сил организма.
Особое место в структуре детской патологии занимают заболевания нервной системы и психической сферы. При общей высокой распространенности этих заболеваний в популяции, дети с явными нарушениями психики не обучаются в школах общего типа. Поэтому среди учащихся преобладают те, у кого нервно-психические расстройства носят пограничный характер. Обычно это астено-невро-тические и другие дезадаптационные состояния, а также невротические и патохарактерологические отклонения. По данным ряда исследователей (Смирнов Н.К., 1998; Громов М.Ю., 1999; Кулеев И.С, 2001; Кузнецова М.Л. с соавт., 2000 и др.), дети и подростки с такими нарушениями составляют до 80% учащихся общеобразовательных школ. Это позволяет считать проблему психического здоровья подрастающего поколения крайне актуальной. Не случайно за последние годы ей посвящены тысячи исследований и несколько крупных конференций в нашей стране и за рубежом, участники которых отмечают заметное неблагополучие в этой сфере ох раны здоровья, связанное с проблемами школы.
Так, Л.II. Великанова (1998) отмечает повышенный уровень тревожности учащихся как показатель пред болезненного состояния, предлагая использовать его в качестве маркера групп риск; при проведении скрининга.
Поданным Н.О. Беляшиной и др., только от 40 до 65% учащихся справляются со школьной программой. О.М. Филькина и др. в том же исследовании установили, что у подростков 15-17 лет с ухудшением соматического здоровья неадекватная самооценка в 50% случаев, высокая тревожность — в 89% , раздражительность — в 78% , эмоциональная лабильность — в 67% , низкий самоконтроль — в 73% . У 87% этих школьников повышен уровень нейротизма.
Неблагоприятное влияние на здоровье школьников их учителей отмечают в своих работах И.С. Дронов и др. (1998). Подчеркивается, в частности, фактор недостаточной опытности начинающих педагогов.
Следует учесть, что данные об уровне психической патологии подрастающего поколения являются одним из важных показателей качества трудовых ресурсов страны, ее безопасности и поэтому не всегда публикуются в открытой печати. Особую значимость этим вопросам придает то, что именно на психику ребенка падает основная нагрузка в образовательных учреждениях. Под влиянием суммарной школьной нагрузки у учеников учащаются все функциональные отклонения, особенно астенические и невротические проявления, артериальная гипотония, преданемия, понижение иммунологической резистентности адаптационной функции надпочечников, что часто связано с хроническим стрессом.
Рост патологии у учащихся — характерная тенденция последнего десятилетия. Так, по данным В.Р. Кучмы (2001), за 10 последних лет распространенность функциональных расстройств и хронических заболеваний сердечно-сосудистой системы среди старшеклассников возросла с 10,3% до 17,8%, пищеварительной системы — с 6,6% до 12,5%, позвоночника — с 4,3% до 15,7%, лор-органов — с 6,7% до 10,5%, эндокринно-обменных нарушений — с 2,4% до 7,3%. При этом особо отмечается рост патологии среди учащихся школ нового типа.
По данным специалистов НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, в последние годы заметны следующие негативные тенденции:
значительное снижение числа абсолютно здоровых детей (их остается не более 10-12%);
стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний, которые регистрируются более чем у 50-60% школьников;
резкое увеличение доли патологии органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата, почек и мочевыводящих путей;
Похожие статьи:
Система форм активного обучения учащихся на примере
темы "Птицы"
Тематический раздел "Птицы" является этапом формирования базовых биологических компетентностей учеников по разделу "Биология животных". Изучения данного раздела со стопроцентным привлечением учеников класса к активным формам работы с использованием мультимедийных средств является довольно трудной задачей. Трудности обусловлены как объективными, так и субъективными причинами. В ...
Педагогическая психология и дидактика
Психика – это особое свойство высокоразвитой живой материи отражать объективную действительность. Высшая ступень психики – человеческое сознание. Возможность решить многие острые проблемы педагогики, учебного процесса дает непосредственное синтезирование этих наук – педагогическая психология. Педагогическая психология в отличие от педагогики, рассматривает вопросы: кто, что, кому, как и зачем пре ...