Состояние здоровья современного подростка

Страница 8

Интенсификация образовательного процесса идет различными путями. Первый — увеличение количества учебных часов (уроков, внеурочных занятий, факультативов и т.п.). Другой вариант — реальное уменьшение количества учебных часов при сохранении или увеличении объема учебного материала. По данным Минобразования РФ, за последние 50 лет в начальной школе резко сократилось число часов на образовательные области: филологию (на 49%), математику (на 62%), но содержание и объем учебного материала ни в одной, ни в другой области за эти годы не уменьшились. Столь резкое сокращение числа часов неизбежно должно было привести к увеличению домашних заданий и интенсификации учебного процесса.

Таким образом, учебная нагрузка до 20% школьников 1-го класса и от 20 до 40% школьников 10-го класса значительно превышает существующие гигиенические и физиологические нормативы, что ведет к функциональной перегрузке, нарушению режима труда и отдыха и может неблагоприятно отразиться на состоянии здоровья (М.М. Безруких).

Организация учебного процесса, основанная на его интенсификации и преобладании статических нагрузок, способствует искусственному сокращению объема двигательной активности учащихся. Существующей организацией физического воспитания в школе гиподинамия не компенсируется. В итоге снижается естественная сопротивляемость детского организма, нарушаются процессы развития. Эти воздействия усиливаются негативным влиянием на состояние здоровья массовой компьютеризации учебной деятельности.

К сожалению, неутешителен и прогноз изменения состояния здоровья детей на ближайшие годы. Так, ухудшение питания приведет к учащению случаев дефицита массы тела, отставанию в росте, половом развитии, что усилит ретардацию развития, а также будет способствовать повышению распространенности анемий, снижению неспецифической резистентности и, как следствие, учащению как острых, так и хронических заболеваний.

В связи с неблагоприятной эколого-гигиенической обстановкой во многих регионах следует ожидать роста как острых, так и хронических заболеваний, особенно аллергических. В связи с ростом стрессогенных воздействий можно ожидать ухудшения нервно-психического здоровья, иммунитета, роста гастроэнтерологических заболеваний, вегетососудистой дистонии и дефицита массы тела.

Конечно, неправомерно винить только школу в ухудшении здоровья подростков: за 10-11 лет обучения воздействие на организм, психику школьника оказывают сотни факторов, не связанных со; школой и процессом обучения. Но, во-первых, вклад школы в это комплексное негативное (патогенное) воздействие весьма высок; во-вторых, школа — государственный институт, выполняющий поставленные государством и обществом требования, в числе которых, наряду с задачей предоставления всем детям качественных образовательных услуг, стоит задача обеспечения сохранения здоровья граждан нашей страны, и в первую очередь — детского населения (конституционное право на здоровье, Закон «Об образовании» и т.д.). Неслучайно на работу в школы и другие образовательные учреждения принимают только специалистов, а не всех, кто просто хотел бы обучать и воспитывать детей. Соответственно, и требования к таким специалистам включают необходимость заботы о здоровье своих воспитанников, требования не допускать, чтобы получение образования сопровождалось утратой их здоровья.

К сожалению, пока отсутствует федеральная стратегия охраны здоровья населения, в первую очередь — детского. Соответственно, не прописано и разделение задач, направлений основной деятельности, полномочий, ответственности между ведомствами здравоохранения, образования и семьями учащихся. Все это не позволяет рассчитывать на устранение воздействия негативных факторов обучения на здоровье школьников.

Обобщая обзор причин неблагополучия здоровья учащихся, непосредственно связанных с работой школы, всей системы нашего образования, мы солидаризуемся с выводами большинства ведущих отечественных специалистов в области здоровья учащихся (М.М. Безруких, Л.В. Баль, А.Г. Ильин, Л.М. Кузнецова, В.Р. Куч-мл, М.И. Степанова, А.Г. Сухарев, Л.М. Сухарева, Л.Ф. Тихомирова и др.) о том, что в числе важнейших причин неблагополучия здоровья учащихся необходимо назвать следующие:

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9


Похожие статьи:

Организация и результаты экспериментальной работы
Проверка эффективности предложенной методики проводилась в процессе прохождения педагогической практики в СОШ № 5 г. Славянска-на-Кубани Краснодарского края. В эксперименте приняли участие преподаватель технологии школы Ларин И.В., завуч Холина О.А., к.п.н. доцент Радченко Н. Е., студент пятого курса группы 03-Т-1 факультета Менеджмента, экономики и технологии Перекрестов А. М. и учащиеся 7-х кла ...

Психофизиологические основы развития речи
Одна из функций речи состоит в оформлении мысли, в ее выражении. "Внешняя речь, - писал Л. Выготский, - есть процесс превращения мысли в слова, ее материализация". Психологической основой речи служит мысль, и условием ее развития является обогащение мысли. Лишь на основе развитой системы понятий, на основе овладения системой умственных действий возможно успешное развитие речи. Однако и ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru