Состояние здоровья современного подростка

Страница 8

Интенсификация образовательного процесса идет различными путями. Первый — увеличение количества учебных часов (уроков, внеурочных занятий, факультативов и т.п.). Другой вариант — реальное уменьшение количества учебных часов при сохранении или увеличении объема учебного материала. По данным Минобразования РФ, за последние 50 лет в начальной школе резко сократилось число часов на образовательные области: филологию (на 49%), математику (на 62%), но содержание и объем учебного материала ни в одной, ни в другой области за эти годы не уменьшились. Столь резкое сокращение числа часов неизбежно должно было привести к увеличению домашних заданий и интенсификации учебного процесса.

Таким образом, учебная нагрузка до 20% школьников 1-го класса и от 20 до 40% школьников 10-го класса значительно превышает существующие гигиенические и физиологические нормативы, что ведет к функциональной перегрузке, нарушению режима труда и отдыха и может неблагоприятно отразиться на состоянии здоровья (М.М. Безруких).

Организация учебного процесса, основанная на его интенсификации и преобладании статических нагрузок, способствует искусственному сокращению объема двигательной активности учащихся. Существующей организацией физического воспитания в школе гиподинамия не компенсируется. В итоге снижается естественная сопротивляемость детского организма, нарушаются процессы развития. Эти воздействия усиливаются негативным влиянием на состояние здоровья массовой компьютеризации учебной деятельности.

К сожалению, неутешителен и прогноз изменения состояния здоровья детей на ближайшие годы. Так, ухудшение питания приведет к учащению случаев дефицита массы тела, отставанию в росте, половом развитии, что усилит ретардацию развития, а также будет способствовать повышению распространенности анемий, снижению неспецифической резистентности и, как следствие, учащению как острых, так и хронических заболеваний.

В связи с неблагоприятной эколого-гигиенической обстановкой во многих регионах следует ожидать роста как острых, так и хронических заболеваний, особенно аллергических. В связи с ростом стрессогенных воздействий можно ожидать ухудшения нервно-психического здоровья, иммунитета, роста гастроэнтерологических заболеваний, вегетососудистой дистонии и дефицита массы тела.

Конечно, неправомерно винить только школу в ухудшении здоровья подростков: за 10-11 лет обучения воздействие на организм, психику школьника оказывают сотни факторов, не связанных со; школой и процессом обучения. Но, во-первых, вклад школы в это комплексное негативное (патогенное) воздействие весьма высок; во-вторых, школа — государственный институт, выполняющий поставленные государством и обществом требования, в числе которых, наряду с задачей предоставления всем детям качественных образовательных услуг, стоит задача обеспечения сохранения здоровья граждан нашей страны, и в первую очередь — детского населения (конституционное право на здоровье, Закон «Об образовании» и т.д.). Неслучайно на работу в школы и другие образовательные учреждения принимают только специалистов, а не всех, кто просто хотел бы обучать и воспитывать детей. Соответственно, и требования к таким специалистам включают необходимость заботы о здоровье своих воспитанников, требования не допускать, чтобы получение образования сопровождалось утратой их здоровья.

К сожалению, пока отсутствует федеральная стратегия охраны здоровья населения, в первую очередь — детского. Соответственно, не прописано и разделение задач, направлений основной деятельности, полномочий, ответственности между ведомствами здравоохранения, образования и семьями учащихся. Все это не позволяет рассчитывать на устранение воздействия негативных факторов обучения на здоровье школьников.

Обобщая обзор причин неблагополучия здоровья учащихся, непосредственно связанных с работой школы, всей системы нашего образования, мы солидаризуемся с выводами большинства ведущих отечественных специалистов в области здоровья учащихся (М.М. Безруких, Л.В. Баль, А.Г. Ильин, Л.М. Кузнецова, В.Р. Куч-мл, М.И. Степанова, А.Г. Сухарев, Л.М. Сухарева, Л.Ф. Тихомирова и др.) о том, что в числе важнейших причин неблагополучия здоровья учащихся необходимо назвать следующие:

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9


Похожие статьи:

Использование информационных технологий при обучении различным видам речевой деятельности
Процесс обучения китайскому языку многогранен. Здесь важно учитывать не только формирование лексических и грамматических навыков, но и коммуникативный компонент. Ведь невозможно познать язык без умения общаться с носителями языка. Таким образом, нельзя исключать из программы такой вид речевой деятельности, как говорение. Говорение представляет собой вид речевой деятельности, посредством которого ...

Глобальная сеть Интернет – одно из новых направлений методики обучения иностранным языкам
Одним из наиболее революционных достижений за последние десятилетия, которое значительно повлияло на образовательный процесс во всем мире, стало создание всемирной компьютерной сети, получившей название Интернет, что буквально означает "международная сеть" (англ, international net). Использование кибернетического пространства (syberspace) в учебных целях является абсолютно новым направл ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru