Состояние здоровья современного подростка

Страница 7

Подтверждает эту тенденцию и рост числа курящих, злоупотребляющих алкоголем, употребляющих наркотики подростков и молодых людей, снижение возраста приобщения к этим вредным привычкам. И, хотя все эти тенденции обусловлены не только воздействием школы, ее роль не следует преуменьшать. Достаточно посмотреть на состояние школьников на последних уроках, познакомиться с результатами медико-физиологических и психологических исследований, проведенных в школах разных регионов страны, услышать мнения родителей и самих учащихся.

Многие исследователи обращают особое внимание на неблагоприятную ситуацию со здоровьем учащихся в школах нового типа: гимназиях, колледжах и т.п. Повышенная учебная нагрузка не проходит бесследно. До 50% гимназистов заканчивают учебный день с признаками сильного и выраженного переутомления. В общеобразовательных школах доля таких детей не превышает 20-30% . К концу учебного года у гимназистов в 2 раза увеличивалась частота гипертонических реакций, а общее число неблагоприятных изменений артериального давления достигало 90% . Проявления повышенной невротизации обнаружены у большинства (до 80%>) учащихся школ нового типа. Функциональные резервы организма к концу школьной недели снижаются у 30%> младших школьников, у 24% учащихся 5-9 классов и у 20% старшеклассников.

В.Т. Манчук и др. (1998) пришли к выводу, что более высокие, чем в обычной школе, нагрузки при развивающем обучении (по системе Давыдова - Эльконина, Занкова) негативно влияют на психоэмоциональное состояние учащихся, повышают уровень их утомляемости и невротизации.

В.Г. Маймулов с соавторами (2000г.) показали, что 97% подростков 14—15 лет, начавших обучение в классах медико-биологического профиля, уже имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, при этом у 44% выявлены хронические заболевания и у 53% — патологические отклонения функционального характера. Нарушения осанки обнаружены у 84% школьников, снижение остроты зрения — у 35,5%, нарушения функции сердечно-сосудистой системы — у 81% , из них 32% — вегетососудистые расстройства. Патологическая поражённость среди детей инновационных учреждений (56,2%) также превышает аналогичные показатели учащихся обычных школ (73,9%). Анализ индекса пропусков занятий показал, что учащиеся стремятся даже за счет собственного здоровья посещать занятия, не желая отставать от сверстников.

К завершению начальной школы число гармонично развитых детей в прогимназиях уменьшается в два раза и составляет 34%, тогда как в средних школах, обучающих по типовой программе, таких детей 64% . У 10% учащихся прогимназий отмечается резкая дисгармоничность развития в результате избытка массы тела и низких функциональных показателей (А.Ю. Макарова, 2001).

Фактическая учебная школьная нагрузка (поданным Института возрастной физиологии РАО, Научного центра охраны здоровья детей и подростков РАМН и ряда региональных институтов), особенно в лицеях и гимназиях, в гимназических классах, в классах с углубленным изучением ряда предметов, составляет в начальной школе в среднем 6,2—6,7 часов в день; в основной школе — 7,2-8,3 часа вдень; в средней школе — 8,6-9,2 часа в день. Вместе с приготовлением домашних заданий рабочий день современного школьника составляет: 9-10 часов в начальной, 10-12 в основной, 13-15 в средней школе. Существенное увеличение учебной нагрузки в подобных учебных заведениях и классах не проходит бесследно: у этих детей чаще отмечается большая распространенность, выраженность нервно-психических нарушений, большая утомляемость, сопровождаемая иммунными и гормональными дисфункциями, более низкая сопротивляемость болезням и другие нарушения. Среди учащихся этих школ в 1,2-2 раза больше, чем в общеобразовательной школе (хотя и в такой школе далеко не все благополучно), детей со сниженным функциональным резервом, дефицитом массы тела, патологией органов зрения, хронической патологии. В большинстве исследований отмечается четкая зависимость роста отклонений в состоянии здоровья от объема и интенсивности учебной нагрузки.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9


Похожие статьи:

Активные формы и методы обучения
Разработано много форм и методов активного обучения на уроках биологии. Это и работа в малых группах, и дискуссии, турниры, диспуты, дебаты, “мини-уроки”, брейнсторминг (мозговой штурм), деловые игры, имитационные игры, ситуационные упражнения, задачи, проблемы, упражнения, “Puzzle” и др. Эти формы и методы на уроках биологии можно применять как для преподавания, усвоения нового материала, так и ...

Роль грамматических навыков в овладении иноязычной деятельностью
Под грамматическим навыком подразумевается систематизированное действие по выбору модели адекватной речевой задачи в данной ситуации, правильно оформленным речевым единицам грамматического уровня, совершаемое в навыковых параметрах и служащее одним из условий выполнения речевой деятельности . Роль грамматического навыка в обучении английскому языку крайне важна, так как, научив школьников читать, ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru