Основные формы педагогической профориентации, применяемые на практике в российских и французских школах.

Новая педагогика » Профессионально-педагогическая ориентация старших школьников в Российской Федерации и Франции » Основные формы педагогической профориентации, применяемые на практике в российских и французских школах.

Страница 1

При написании данной работы произведен анализ официальной документации Министерства образования Франции, согласно которой с 1996 г. в стране взят курс на утверждение концепции "воспитания ориентации" (éducation à l'orientation). Данная программа определяет необходимость формирования у молодежи культуры профессионального самоопределения и преследует следующие цели:

- ознакомление учащихся с экономическим и профессиональным окружением;

- обогащение их представления о профессиональном мире на основе рефлексии способов профессиональной подготовки и потребностей рынка труда;

- способствование самостоятельной идентификации учащимися препятствий в реализации своего профессионального проекта, их анализу и нахождению способов преодоления трудностей при активном участии педагогов-воспитателей;

- придание смысла обучению через профессиональный проект (projet professionnel).

Содержание "воспитания ориентации" включает две области педагогической деятельности: знакомство с профессиями и путями их

получения и познание учащимися себя (своих потребностей, склонностей, интересов, возможностей).

Французские исследователи в области информационных технологий отмечают, что презентация учащимся профориентационной информации должна быть "педагогизирована", т.е. иметь педагогическое сопровождение при планировании цели, постановке задач, подготовке учащихся к работе с информацией, непосредственно в ее ходе, при подведении итогов. А. Трико отмечает необходимость установления информационных потребностей пользователей (т.е. самих учащихся), помощи в определении ими самими своих потребностей, в углублении, усилении содержательности и доступности информации. Кроме того, информация в области ориентации должна быть обязательно достоверной, т.е. удовлетворять следующим критериям: соответствие потребностям пользователей; правдивость; доступность для понимания; ситуативная уместность; полезность в смысле удовлетворения запросов учащихся.

Организация познания учащимися самих себя предполагает помощь в построении ими позитивного образа себя, ознакомление со способами действий и принятия решения. Это позволит учащимся узнать свои истинные интересы, сильные и слабые стороны, склонности.

Новая концепция "воспитания ориентации" строится на основе следующих принципов: непрерывности, соответствия, коллективности, согласованности. Первый означает, что на протяжении всего периода обучения в коллеже, лицее, вузе усилиями педагогического коллектива создаются необходимые условия для разработки учащимися профессионального проекта, развития у них умения самостоятельно ориентироваться в многообразии профессионального мира и возможных путях подготовки к избранной профессии. Принцип соответствия требует, чтобы педагогическая деятельность по оказанию учащимся помощи в построении профессионального проекта соответствовала кадровым

потребностям конкретного региона в квалифицированных специалистах. Принцип коллективности выражается в интеграции воспитательных действий по профориентации всех членов педагогического коллектива, их взаимодействии. Принцип согласованности означает необходимость скоординированной совместной работы различных партнеров школы и внешкольных специалистов по профориентационным вопросам, а также ассоциации родителей учащихся. Так в новой концепции обеспечивается единство, непротиворечивость и скоординированность действий всех субъектов профессиональной ориентации. Кроме того, учащийся определяется в ней "автором" своей учебной и профессиональной ориентации, подчеркивается его субъектная позиция, самостоятельность в выборе своего будущего.

Таким образом, на первый план в профориентации выходит воспитательная деятельность педагогического коллектива школы, осуществляющего ее совместно с внешкольными специализированными службами и в соответствии со склонностями, способностями, потребностями учащихся, а также нуждами общества в кадрах соответствующего профиля. При этом взаимодействие субъектов ориентации (педагогического коллектива учебного заведения, самих учащихся и их родителей, общественных организаций, профориентационных служб) строится с позиции диалогического подхода (его еще называют интерактивным), предполагающего равноправие собеседников и их оптимальное участие в этом процессе. Как отмечает французский исследователь Г. Пино, каждый из них имеет возможность принять участие в анализе ситуации со своей позиции. При таком подходе в полной мере обеспечиваются свобода, самостоятельность выбора учащимся своего профессионального пути при непрерывной, хорошо скоординированной, коллективной, слаженной, согласованной, когерентной поддержке учреждений разного уровня, поэтому

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Теоретические основы обучения школьников основам ремонтно-строительных работ на уроках технологии
Ознакомление школьников с основными ремонтно-строительными понятиями необходимо начинать с первых вводных занятий, привлекая знания, полученные на занятиях естествознания, истории, из бытового опыта. Лучше всего начать с рассмотрения взаимоотношений между человеком и природой, так как, несмотря на все успехи достижений человеческого гения, невозможно не признать пашу зависимость от природы. Приро ...

Механизм творческого воображения
Творческое воображение является крайне сложным по своему составу процессом. Он включает в себя три основных этапа: 1) накопление материала; 2) переработка накопленного материала (диссоциация и ассоциация впечатлений) ; 3) комбинация отдельных образов, приведение их в систему, построение сложной картины. В самом начале этого процесса стоят всегда восприятия внешние и внутренние, составляющие его о ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru