Основные формы педагогической профориентации, применяемые на практике в российских и французских школах.

Новая педагогика » Профессионально-педагогическая ориентация старших школьников в Российской Федерации и Франции » Основные формы педагогической профориентации, применяемые на практике в российских и французских школах.

Страница 1

При написании данной работы произведен анализ официальной документации Министерства образования Франции, согласно которой с 1996 г. в стране взят курс на утверждение концепции "воспитания ориентации" (éducation à l'orientation). Данная программа определяет необходимость формирования у молодежи культуры профессионального самоопределения и преследует следующие цели:

- ознакомление учащихся с экономическим и профессиональным окружением;

- обогащение их представления о профессиональном мире на основе рефлексии способов профессиональной подготовки и потребностей рынка труда;

- способствование самостоятельной идентификации учащимися препятствий в реализации своего профессионального проекта, их анализу и нахождению способов преодоления трудностей при активном участии педагогов-воспитателей;

- придание смысла обучению через профессиональный проект (projet professionnel).

Содержание "воспитания ориентации" включает две области педагогической деятельности: знакомство с профессиями и путями их

получения и познание учащимися себя (своих потребностей, склонностей, интересов, возможностей).

Французские исследователи в области информационных технологий отмечают, что презентация учащимся профориентационной информации должна быть "педагогизирована", т.е. иметь педагогическое сопровождение при планировании цели, постановке задач, подготовке учащихся к работе с информацией, непосредственно в ее ходе, при подведении итогов. А. Трико отмечает необходимость установления информационных потребностей пользователей (т.е. самих учащихся), помощи в определении ими самими своих потребностей, в углублении, усилении содержательности и доступности информации. Кроме того, информация в области ориентации должна быть обязательно достоверной, т.е. удовлетворять следующим критериям: соответствие потребностям пользователей; правдивость; доступность для понимания; ситуативная уместность; полезность в смысле удовлетворения запросов учащихся.

Организация познания учащимися самих себя предполагает помощь в построении ими позитивного образа себя, ознакомление со способами действий и принятия решения. Это позволит учащимся узнать свои истинные интересы, сильные и слабые стороны, склонности.

Новая концепция "воспитания ориентации" строится на основе следующих принципов: непрерывности, соответствия, коллективности, согласованности. Первый означает, что на протяжении всего периода обучения в коллеже, лицее, вузе усилиями педагогического коллектива создаются необходимые условия для разработки учащимися профессионального проекта, развития у них умения самостоятельно ориентироваться в многообразии профессионального мира и возможных путях подготовки к избранной профессии. Принцип соответствия требует, чтобы педагогическая деятельность по оказанию учащимся помощи в построении профессионального проекта соответствовала кадровым

потребностям конкретного региона в квалифицированных специалистах. Принцип коллективности выражается в интеграции воспитательных действий по профориентации всех членов педагогического коллектива, их взаимодействии. Принцип согласованности означает необходимость скоординированной совместной работы различных партнеров школы и внешкольных специалистов по профориентационным вопросам, а также ассоциации родителей учащихся. Так в новой концепции обеспечивается единство, непротиворечивость и скоординированность действий всех субъектов профессиональной ориентации. Кроме того, учащийся определяется в ней "автором" своей учебной и профессиональной ориентации, подчеркивается его субъектная позиция, самостоятельность в выборе своего будущего.

Таким образом, на первый план в профориентации выходит воспитательная деятельность педагогического коллектива школы, осуществляющего ее совместно с внешкольными специализированными службами и в соответствии со склонностями, способностями, потребностями учащихся, а также нуждами общества в кадрах соответствующего профиля. При этом взаимодействие субъектов ориентации (педагогического коллектива учебного заведения, самих учащихся и их родителей, общественных организаций, профориентационных служб) строится с позиции диалогического подхода (его еще называют интерактивным), предполагающего равноправие собеседников и их оптимальное участие в этом процессе. Как отмечает французский исследователь Г. Пино, каждый из них имеет возможность принять участие в анализе ситуации со своей позиции. При таком подходе в полной мере обеспечиваются свобода, самостоятельность выбора учащимся своего профессионального пути при непрерывной, хорошо скоординированной, коллективной, слаженной, согласованной, когерентной поддержке учреждений разного уровня, поэтому

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Активные формы и методы обучения
Разработано много форм и методов активного обучения на уроках биологии. Это и работа в малых группах, и дискуссии, турниры, диспуты, дебаты, “мини-уроки”, брейнсторминг (мозговой штурм), деловые игры, имитационные игры, ситуационные упражнения, задачи, проблемы, упражнения, “Puzzle” и др. Эти формы и методы на уроках биологии можно применять как для преподавания, усвоения нового материала, так и ...

Проблема готовности специалистов к воспитательной деятельности с трудными подростками
Получение социально значимого результата в условиях реализации деятельности возможно лишь на базе определенной готовности человека. В процессе развития человеческих знаний и социального опыта деятельности представления о готовности изменялись от психического до социального аспектов. В настоящее время сущность готовности определяется как интегральное образование, и выделяется ряд проявлений, харак ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru