Календарь наблюдений за птицами.
Этот календарь, как и другие, является моделью. Он имеет три постепенно усложняющиеся модификации: для младшего и среднего возраста, для старшей группы. (рис. 1.3,1.4)
Рис.1.3 Календарь наблюдения за птицами (младшая и средняя группа).
Рис.1.4 Календарь наблюдения за птицами (старшая группа)
Календарь для младших и старших дошкольников (верхняя часть) заполняется карточками с изображениями птиц, прилетающих на кормушку. Наблюдения этим способом производятся каждый день заново, и никакие пометки («следы») не ставятся. Календарь старшей и подготовительной группы, (нижняя часть) заполняется иначе: ежедневно в полосках соответствующего дня проставляются цветные пометки - «галочки» (символическое изображение птиц, которые остаются в календарях как следы наблюдений). Различаются календари не только записью наблюдений, но и своим содержанием. Объем моделируемого содержания для старших дошкольников более значителен: учитывается время (за единицу берется неделя, разделенная на дни), некоторые особенности поведения птиц на кормушке, погода, ассортимент кормов, т. е. все, что в комплексе составляет внешние условия, на фоне которых происходят наблюдения за птицами. Календари различаются не только способом фиксации наблюдений, но и содержанием. Объем моделируемого содержания для старших дошкольников значительно больше: вводится параметр времени (дни недели), фиксируются разные особенности поведения птиц (кто ожидает корма, кто ест на кормушке, а кто под ней, кто летает над участком и следит за птичьим обедом). В календаре подготовительной к школе группы можно фиксировать погоду и состав корма. Ведение календаря наблюдений за птицами дает ребятам возможность познакомиться с зимующими птицами, проследить динамику изменений в осенне-весенние птичьи миграции.
Младшие дошкольники, работая с таким календарем, получают первые впечатления о видовом различии птиц. Например, отыскивая карточки с изображением птиц, разумеется, с помощью воспитателя, дети имеют возможность сопоставлять картинки с образами, полученными во время наблюдений. Такая работа в течение двух недель уже дает отчетливые представления, которые легко соотносятся со словесными обозначениями (названия птиц, определение их величины, окраски). Старшие ребята не только закрепляют свои представления (дети должны знать особенности поведения птиц - где кормятся, кого боятся).
Кроме того, работа с календарем в старшей группе, соединяя в себе символический способ фиксации наблюдений - это практическое средство формирования логической формы мышления. Отбирая карточки (в течение двух недель) с изображением виденных на участке птиц, расставляя их по соответствующим графам, а затем, переводя полученные ситуации в символическое изображение, дети обучаются одновременно умению последовательно соотносить образы и объекты.
Календарь наблюдения за сезонными изменениями в природе.
Такой календарь отражает состояние природы (неживой, растительного и животного мира) в ту неделю, когда происходят ежедневные наблюдения (рис.1.5). Заполнение страницы календаря, то есть фиксация наблюдений, неотъемлемая часть "недельной методики" ознакомления детей с сезонными явлениями природы.
Рис.1.5. Образец заполнения календаря (на прмере наблюдений, проводимых в последнююнеделю октября)
Страница календаря рассчитанна на всю неделю наблюдений, имеет следующие параметры: время представлено условным "месяцем" с четырьмя полными неделями по семь дней; неживая природа представлена графой "погода" семью окошечками на каждый день той недели (оптимально: второй или третьей), когда происходят наблюдения. Дни недели закрашиваются разным цветом. Погода фиксируется значками ежедневно. Состояние живой природы - это большая неразделенная часть страницы, на которой изображаются в виде рисунка растительность (одно-два дерева, куст), покров земли и животные (главным образом, птицы и насекомые), которых можно увидеть в это время. Эту страницу желательно изобразить цветным рисунком.
Похожие статьи:
Проблема наркомании в социальной педагогике
Наркомания – заболевание, выражающееся в физической или психологической зависимости от наркотических средств, непреодолимом влечении к ним, постепенно приводящим к глубокому истощению физических и психических функций организма. За последние четыре года число школьников и студентов, употребляющих наркотики, возросло в 6-8 раз. Получили распространение «семейная наркомания» и даже приобщение родите ...
Классификация ошибок
Существует несколько классификаций ошибок, предложенных зарубежными и отечественными методистами. А) Вначале рассмотрим классификацию С.Н. Цейтлин. В зависимости от причин возникновения ошибок они могут быть поделены на системные, просторечные и композиционные. В зависимости от отношения к двум формам речи – устной и письменной, выделяются ошибки: а) свойственные исключительно устной форме речи – ...