Воспитание эмоциональной сдержанности

Страница 1

Эмоциональные процессы являются той сферой пси­хологического бытия ребенка, которая заряжает и ре­гулирует все остальные его функции, такие как воспри­ятие, внимание, память, мышление, воображение и др. Эмоциональные образы и эмоциональный контроль яв­ляются целью и продуктом воспитания, особенно у холериков и сангвиников. Развитие возможности управлять своим поведением составляет один из существенных моментов, образующих психологичес­кую готовность ребенка к обучению в школе. Появле­ние принципиально новых возможностей саморегуляции у ребенка дошкольного возраста, предполагает, помимо развития эмоционального контроля, переход от внешней к внутренней регуляции поведения (когда оно стано­вится внутренне осмысленным) и установления сопод­чинения мотивов поведения, однако все эти сложные процессы протекают под воздействием эмоциональной регуляции, поэтому развитие эмоциональной сферы ребенка мы считаем важнейшей задачей психологов.

Эмоции регулируют все виды деятельности поведе­ния человека. Ребенок преддошколыюго возраста нахо­дится как бы во власти внешних эмоциональных впе­чатлений и спонтанно возникающих чувств. Его легко привлечь к чему-нибудь, но также легко и отвлечь; чув­ства его быстро возникают и так же быстро исчезают. Он очень эмоционально реагирует на происходящее, но его эмоции неустойчивы. «Часто приходится видеть, что не прошло и 2—3 мин. после какой-нибудь перенесенной малышом неудачи, а он уже улыбается, с увлече­нием следит за тем, что показывают или рассказыва­ют ему; только изредка у него как бы прорываются всхлипывания. Это замечательное явление: во внешних движениях, в порядке, так сказать, внешнего последст­вия, эмоциональная реакция еще сохранилась, внутрен­не же, психологически — эмоция уже исчезла».

Главное направление развития эмоциональной сфе­ры у дошкольника—это появление способности управ­лять эмоциями, т. е. произвольность поведения. Эмоции постепенно становятся более осмысленными, начинают подчиняться мышлению, когда ребенок усваивает раз­личные способы действия и нормы поведения, соотно­сит результаты своей деятельности с целями и с ре­зультатами других. Поведение постепенно превращает­ся из побуждаемого спонтанными чувствами и впечат­лениями («волевого» поведения) в поведение «волевое», что означает переход от внешней к внутренней его ре­гуляции, к возможности выбора собственного поведе­ния . А. Н. Леонтьев считал это основной характери­стикой перехода от преддошколыюго к дошкольному возрасту. Помимо осмысленности можно отметить и другое направление в развитии эмоций в дошкольном возра­сте—эмоции становятся устойчивыми, приобретают большую глубину. У дошкольника появляются высшие чувства—сочувствие, сострадание, умение понимать чувства других людей, сопереживать им. Адекватное эмоциональное реагирование в различных (в том числе и стрессовых) ситуациях формируется на основе уме­ния различать эмоциональные состояния по их внешне­му проявлению: через мимику, пантомимику, жесты, по­зы, эмоциональную дистанцию. При этом ребенок учит­ся за внешними эмоциональными проявлениями угады­вать смысл поведенческих реакций и реагировать в со­ответствии с этим смыслом.

Страницы: 1 2 3 4


Похожие статьи:

Психолого—педагогическая характеристика мотивации в изучении иностранного языка
В данном параграфе нами будут рассмотрены теоретические подходы к понятию «мотивация» и ее роли в обучении школьников. Современные психологи и педагоги сходятся во мнении, что качество выполнения деятельности и её результаты зависят, прежде всего, от побуждения и потребностей индивида, его мотивации. Именно мотивация вызывает целенаправленную активность, которая в свою очередь определяет выбор ср ...

Обучение аудированию, чтению, письму с помощью Интернета
Обучение аудированию. Сайт компании Lucent Technologies, ее подразделение Bell Labs позволяет услышать, как звучит любая фраза на иностранном языке. Здесь разработан синтезатор речи, который превращает печатный текст в звук. Через несколько секунд написанное будет произнесено пусть и несколько механическим, но все же голосом. То есть озвучить можно любую фразу из учебника или любого другого пособ ...

Главные разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru