Воспитание эмоциональной сдержанности

Страница 3

Психолог или воспитатель перечисляет вслух умения, доступные детям, а дошкольники поднимают руки, когда считают, что они делают это хорошо. При этом называют умения наблюдать, внимательно слушать, правильно говорить, смеяться, терпеливо сидеть или стоять, долго ходить пешком, прыгать через веревочку, кататься на велосипеде, бегать, прыгать, играть, акку­ратно носить одежду, пометать взрослым, что-либо изображать, рисовать, лепить, учиться, читать, думать, радоваться красоте природы, дружить, совершать хоро­шие поступки. Эти упражнения помогают ребенку со­здать образ самого себя не только как умелого, силь­ного и волевого, но и как ответственного человека. Во-многом это способствует осознанию своих эмоциональ­ных переживаний, осмыслению отношения к себе, ста­билизации самооценки и связанных с ней эмоциональных переживаний. Этим же целям служит психологиче­ское упражнение, в котором детей по очереди просят закончить фразу из следующих фраз:

«Было бы хорошо сейчас . (закончить фразу). Я знаю, что могу сделать . (перечислить). Лучше всего мне удается . (перечислить).

Я постараюсь изо всех сил . (что сделать?). Я готов сейчас же . (что сделать?). Я уже сегодня . (что хорошего сделал?) Оказывается, совсем не трудно . (что сделать?). В самом ближайшем будущем я готов . (что хорошего сделать?).

Я очень хочу для своих друзей . (что хорошего сделать?). Больше всего я люблю . (что именно?). Лучше всего мне удается . (что сделать?). Меня очень радует . (что?).

Я достаточно силен (умен, ловок), чтобы . (что сде­лать хорошего?).

Я уверен, что могу . (что сделать?). Я обязательно научусь в будущем . (чему?). Мои друзья особенно ценят во мне . (что?). Родители (воспитатели) часто хвалят меня . (за что?)».

Другим направлением нивелирования тревожности и повышения уверенности в себе является обучение детей умению отвлекаться от неприятных и тревожных мыслей, бороться с каждодневными мелкими житейскими стрессами. Здесь необходимо научить детей не беспо­коиться по поводу того, что выходит за рамки их конт­роля. Например, девочка разбила чашку и горько плачет. Воспитатель может утешить ее такими словами:

- Это не беда, что чашка разбилась. Такие неприятно­сти иногда случаются с каждым из нас. Тебе не помо­гут слезы, потому что все уже произошло. Слезы и расстройства не сделают чашку целой. Давай не будем плакать, а лучше вместе уберем осколки. Может быть, этот неприятный опыт сделает нас впредь осторожнее». Здесь важно отметить, что фиксация на неприятных пе­реживаниях, подкрепляемая укорами и замечаниями взрослых, усугубляют тревожность, мнительность и по­дозрительность ребенка.

Так, наблюдая детей на про­гулке, психолог отмечает среди них грустных, плакси­вых, скучных, и расстроенных. Собирая их вместе, он затевает новую игру. Все неприятности, переживания, страхи, обиды, злость предлагается представить в виде неприятной серой массы (типа тины или грязной ваты), скатать в комочек и передать взрослому (психологу, воспитателю). Взрослый из рук в руки принимает этот воображаемый комочек (средоточие стресса) и опуска­ет в пакет или сумку, которая торжественно закапы­вается в землю. Эта процедура символизирует уничто­жение всех неприятностей и, действительно, дети зара­жаются радостью и умиротворением в результате этих действий. При повторении этого упражнения его реко­мендуется видоизменить, предложив детям, находящим­ся в умывальной комнате в процессе мытья рук, пред­ставить, что стресс смывается струей воды.

Страницы: 1 2 3 4


Похожие статьи:

Различные виды упражнений, как ведущие средства обучения
Упражнения остаются главным средством обучения на любом этапе овладения иностранным языком. Так что же такое упражнение? Упражнение должно отвечать следующим требованиям: в упражнении всегда есть цель. Безусловно, какое-то упражнение может давать и побочный эффект, то есть попутно работать и на те механизмы, на формирование которых оно непосредственно направленно. И это очень важно использовать в ...

Сущность понятия интеграции
Современное образование характеризуется системными изменениями в структуре и содержании. Переосмысление приоритетов обучения, роли ученика как субъекта учебно-воспитательного процесса, а также общественные изменения, обуславливают нетрадиционные подходы к решению многих образовательных проблем. Одной из ведущих тенденций развития современного образования является интеграция его содержания. Буквал ...

Главные разделы

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru