В ходе реализации задач формирующего этапа эксперимента с детьми были проведены ряд занятий в рамках работы группы продлённого дня, целью которых было развитие коммуникативных умений и навыков. Занятия проводились в рамках строго определённой структуры, что соответствует психологическим особенностям детей с нарушением интеллекта, а именно, склонности к инертности психической деятельности, стереитипиям во взаимодействии с внешней средой.
1. Ритуал приветствия, позволяющий сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия.
2. Разминка – средство воздействия на эмоциональное состояние детей, их активность, настрой на продуктивную групповую деятельность. Включал игровые задания на развитие внимания, памяти, мышления, эмоций.
3. Творческие задания в виде изготовления «волшебных красок» и работы с ними; раскрашивания фигур по готовым трафаретам; тематической аппликации, то есть элементы арт-терапии, направленные на улучшение состояния мелкой моторики, снятия эмоционального напряжения и развития коммуникативных умений (особенно, когда идет работа в парах или изготовление работы всей группой).
4. Рефлексия на занятие – выяснение эмоционального состояния детей на занятии, их отношения к предлагаемым творческим заданиям.
5. Ритуал прощания. Подведение итога занятия, настрой детей на новую встречу.
Контрольный этап эксперимента показал существенный рост по критериям уровня сформированности коммуникативных умений и навыков детей с нарушением интеллекта. При анализе уровня работоспособности и усвоения программного материала в соответствии с психолого-педагогической дифференциацией, были выявлены позитивные динамические показателя и по этим параметрам.
Всесторонний анализ отечественной и зарубежной литературы по проблемам изучения особенностей взаимодействия с детьми с отклонениями в развитии в условиях учебно-воспитательного процесса показывает, что в основе взаимодействия с детьми данной категории лежат психологические механизмы адаптации личности, этиология и патогенез отклонений в психофизическом развитии, о чем свидетельствуют исследования Л.С. Выготского, П. Я. Гальперина, Л. В. Занкова, А. В. Запорожец, Г. С. Костюк, А. А. Смирнова, Д. Б. Эльконина, Л.Н.Блиновой [8], В.В.Воронковой, Н.Я.Семаго и др.
Психология часто обращается к вопросам, связанным с развитием личности и с возможностями адаптации человека. Адаптационный механизм включает в себя соответствующие деятельности способности, умения, навыки, интеллектуальные свойства. Наиболее благоприятно сказывается на проявлениях адаптационного механизма способность адекватно оценивать ситуацию и также адекватно строить свое поведение и деятельность по её решению. Потребность в общении, потребность человека в человеке В.А. Сухомлинский называл самой неискоренимой и самой человечной. У детей с нарушениями интеллекта данная потребность не возникает сама по себе, именно поэтому психолог одной из задач, реализуемых в своей деятельности, выделяет развитие коммуникативных умений, которые способствуют социализации обучающихся с особыми образовательными потребностями в общество.
Но для того, чтобы у ребят появилась мотивация на взаимодействие как со взрослым, так со сверстниками, необходимо побуждение их к этому со стороны всех субъектов воспитательно-образовательного процесса.
При нарушении умственного развития главными и ведущими неблагоприятными факторами оказываются слабая любознательность (ориентировка) и замедленная обучаемость ребенка, т. е. его плохая восприимчивость к новому.
Результаты констатирующего эксперимента привели нас проведению коррекционно – развивающих мероприятий, направленных на формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки учащихся, имеющих те или иные отклонения в развитии.
Результаты исследования показали, что работа с детьми в этом направлении положительно сказывается на динамике успеваемости, повышении произвольности учебно-познавательной деятельности.
Развитие детей проходит успешно, большее количество детей показали в исследовании хорошие результаты:
- развитые навыки коммуникации,
- стремление включаться в игру других детей, делиться ли с ними игрушками,
- дети соблюдают очередность, когда этого требует ситуация, способны слушать других не перебивая, - все это свидетельствует о развитых навыках коммуникативного поведения.
Важно помнить, что общение является одной из наиболее важных сфер духовной жизнедеятельности человека. Высшие психические функции ребенка, такие как намять, внимание, мышление, формируются сначала в общении со взрослыми и сверстниками и лишь затем становятся полностью произвольными. В процессе общения ребенок познает законы и нормы человеческих взаимоотношений. Правильно построенное общение - это и есть процесс воспитания и развития ребенка, а нарушение общения - тонкий показатель отклонения психического развития.
В соответствии с этой целью должны быть реализованы следующие задачи:
Похожие статьи:
Что такое интеллектуальная собственность и как коммерциализировать результаты
научных исследований
Интеллектуальная собственность (ИС) – это очень тонкое и расплывчатое понятие. Правильнее говорить об ИС не как о сложившемся понятии, а как о сложном динамично развивающемся институте, т.е. постоянно пополняемой системе правовых норм, установившихся правил и стереотипов поведения. По оценкам ряда западных экспертов, в капитале промышленных, инженерных, торговых фирм до 30-40 % приходится на долю ...
Апробация эффективных приёмов развития творческих способностей
в начальной школе
Этот этап исследования включает работу по развитию воображения, оригинальности и креативности, рассчитан на подключение творческого потенциала ребёнка. Апробация приемов развития творческих способностей учащихся проводилась в 1 "б" классе, в соответствии с календарно-тематическим планом учителя по литературному чтению. К данному исследованию с целью планомерного внедрения заданий и конт ...