Организации коррекционно-развивающей работы с обучающимися с лёгкой степенью умственной отсталости

Новая педагогика » Особенности взаимодействия с детьми с отклонениями в развитии в условиях учебно-воспитательного процесса начальной школы » Организации коррекционно-развивающей работы с обучающимися с лёгкой степенью умственной отсталости

Страница 3

В ходе реализации задач формирующего этапа эксперимента с детьми были проведены ряд занятий в рамках работы группы продлённого дня, целью которых было развитие коммуникативных умений и навыков. Занятия проводились в рамках строго определённой структуры, что соответствует психологическим особенностям детей с нарушением интеллекта, а именно, склонности к инертности психической деятельности, стереитипиям во взаимодействии с внешней средой.

1. Ритуал приветствия, позволяющий сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия.

2. Разминка – средство воздействия на эмоциональное состояние детей, их активность, настрой на продуктивную групповую деятельность. Включал игровые задания на развитие внимания, памяти, мышления, эмоций.

3. Творческие задания в виде изготовления «волшебных красок» и работы с ними; раскрашивания фигур по готовым трафаретам; тематической аппликации, то есть элементы арт-терапии, направленные на улучшение состояния мелкой моторики, снятия эмоционального напряжения и развития коммуникативных умений (особенно, когда идет работа в парах или изготовление работы всей группой).

4. Рефлексия на занятие – выяснение эмоционального состояния детей на занятии, их отношения к предлагаемым творческим заданиям.

5. Ритуал прощания. Подведение итога занятия, настрой детей на новую встречу.

Контрольный этап эксперимента показал существенный рост по критериям уровня сформированности коммуникативных умений и навыков детей с нарушением интеллекта. При анализе уровня работоспособности и усвоения программного материала в соответствии с психолого-педагогической дифференциацией, были выявлены позитивные динамические показателя и по этим параметрам.

Всесторонний анализ отечественной и зарубежной литературы по проблемам изучения особенностей взаимодействия с детьми с отклонениями в развитии в условиях учебно-воспитательного процесса показывает, что в основе взаимодействия с детьми данной категории лежат психологические механизмы адаптации личности, этиология и патогенез отклонений в психофизическом развитии, о чем свидетельствуют исследования Л.С. Выготского, П. Я. Гальперина, Л. В. Занкова, А. В. Запорожец, Г. С. Костюк, А. А. Смирнова, Д. Б. Эльконина, Л.Н.Блиновой [8], В.В.Воронковой, Н.Я.Семаго и др.

Психология часто обращается к вопросам, связанным с развитием личности и с возможностями адаптации человека. Адаптационный механизм включает в себя соответствующие деятельности способности, умения, навыки, интеллектуальные свойства. Наиболее благоприятно сказывается на проявлениях адаптационного механизма способность адекватно оценивать ситуацию и также адекватно строить свое поведение и деятельность по её решению. Потребность в общении, потребность человека в человеке В.А. Сухомлинский называл самой неискоренимой и самой человечной. У детей с нарушениями интеллекта данная потребность не возникает сама по себе, именно поэтому психолог одной из задач, реализуемых в своей деятельности, выделяет развитие коммуникативных умений, которые способствуют социализации обучающихся с особыми образовательными потребностями в общество.

Но для того, чтобы у ребят появилась мотивация на взаимодействие как со взрослым, так со сверстниками, необходимо побуждение их к этому со стороны всех субъектов воспитательно-образовательного процесса.

При нарушении умственного развития главными и ведущими неблагоприятными факторами оказываются слабая любознательность (ориентировка) и замедленная обучаемость ребенка, т. е. его плохая восприимчивость к новому.

Результаты констатирующего эксперимента привели нас проведению коррекционно – развивающих мероприятий, направленных на формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки учащихся, имеющих те или иные отклонения в развитии.

Результаты исследования показали, что работа с детьми в этом направлении положительно сказывается на динамике успеваемости, повышении произвольности учебно-познавательной деятельности.

Развитие детей проходит успешно, большее количество детей показали в исследовании хорошие результаты:

- развитые навыки коммуникации,

- стремление включаться в игру других детей, делиться ли с ними игрушками,

- дети соблюдают очередность, когда этого требует ситуация, способны слушать других не перебивая, - все это свидетельствует о развитых навыках коммуникативного поведения.

Важно помнить, что общение является одной из наиболее важных сфер духовной жизнедеятельности человека. Высшие психические функции ребенка, такие как намять, внимание, мышление, формируются сначала в общении со взрослыми и сверстниками и лишь затем становятся полностью произвольными. В процессе общения ребенок познает законы и нормы человеческих взаимоотношений. Правильно построенное общение - это и есть процесс воспитания и развития ребенка, а нарушение общения - тонкий показатель отклонения психического развития.

В соответствии с этой целью должны быть реализованы следующие задачи:

Страницы: 1 2 3 4


Похожие статьи:

Воспитание детей в семье
Бессмертный певец семейной жизни и семейного воспитания, великий педагог Генрих Песталоцци утверждал, что "семейные радости человека — самые прекрасные в мире, а радость родителей, возбуждаемая детьми, есть самая святая радость человечества". Семейная педагогика охватывает различные области воспитания детей в семье, начиная с раннего детства и до совершеннолетия. В семейной педагогике д ...

Интеграция научного познания
Потребность в комплексном осмыслении мира, поиске глубоких связей между отдельными явлениями объективной действительности, выявлении взаимоотношений между различными структурными уровнями материи приводит к взаимодействию и взаимопроникновению наук, к интеграции научного познания. Интеграция – важное условие современной науки и развития цивилизации в целом. Так как нынешняя стадия научного мышлен ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru