В ходе реализации задач формирующего этапа эксперимента с детьми были проведены ряд занятий в рамках работы группы продлённого дня, целью которых было развитие коммуникативных умений и навыков. Занятия проводились в рамках строго определённой структуры, что соответствует психологическим особенностям детей с нарушением интеллекта, а именно, склонности к инертности психической деятельности, стереитипиям во взаимодействии с внешней средой.
1. Ритуал приветствия, позволяющий сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия.
2. Разминка – средство воздействия на эмоциональное состояние детей, их активность, настрой на продуктивную групповую деятельность. Включал игровые задания на развитие внимания, памяти, мышления, эмоций.
3. Творческие задания в виде изготовления «волшебных красок» и работы с ними; раскрашивания фигур по готовым трафаретам; тематической аппликации, то есть элементы арт-терапии, направленные на улучшение состояния мелкой моторики, снятия эмоционального напряжения и развития коммуникативных умений (особенно, когда идет работа в парах или изготовление работы всей группой).
4. Рефлексия на занятие – выяснение эмоционального состояния детей на занятии, их отношения к предлагаемым творческим заданиям.
5. Ритуал прощания. Подведение итога занятия, настрой детей на новую встречу.
Контрольный этап эксперимента показал существенный рост по критериям уровня сформированности коммуникативных умений и навыков детей с нарушением интеллекта. При анализе уровня работоспособности и усвоения программного материала в соответствии с психолого-педагогической дифференциацией, были выявлены позитивные динамические показателя и по этим параметрам.
Всесторонний анализ отечественной и зарубежной литературы по проблемам изучения особенностей взаимодействия с детьми с отклонениями в развитии в условиях учебно-воспитательного процесса показывает, что в основе взаимодействия с детьми данной категории лежат психологические механизмы адаптации личности, этиология и патогенез отклонений в психофизическом развитии, о чем свидетельствуют исследования Л.С. Выготского, П. Я. Гальперина, Л. В. Занкова, А. В. Запорожец, Г. С. Костюк, А. А. Смирнова, Д. Б. Эльконина, Л.Н.Блиновой [8], В.В.Воронковой, Н.Я.Семаго и др.
Психология часто обращается к вопросам, связанным с развитием личности и с возможностями адаптации человека. Адаптационный механизм включает в себя соответствующие деятельности способности, умения, навыки, интеллектуальные свойства. Наиболее благоприятно сказывается на проявлениях адаптационного механизма способность адекватно оценивать ситуацию и также адекватно строить свое поведение и деятельность по её решению. Потребность в общении, потребность человека в человеке В.А. Сухомлинский называл самой неискоренимой и самой человечной. У детей с нарушениями интеллекта данная потребность не возникает сама по себе, именно поэтому психолог одной из задач, реализуемых в своей деятельности, выделяет развитие коммуникативных умений, которые способствуют социализации обучающихся с особыми образовательными потребностями в общество.
Но для того, чтобы у ребят появилась мотивация на взаимодействие как со взрослым, так со сверстниками, необходимо побуждение их к этому со стороны всех субъектов воспитательно-образовательного процесса.
При нарушении умственного развития главными и ведущими неблагоприятными факторами оказываются слабая любознательность (ориентировка) и замедленная обучаемость ребенка, т. е. его плохая восприимчивость к новому.
Результаты констатирующего эксперимента привели нас проведению коррекционно – развивающих мероприятий, направленных на формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки учащихся, имеющих те или иные отклонения в развитии.
Результаты исследования показали, что работа с детьми в этом направлении положительно сказывается на динамике успеваемости, повышении произвольности учебно-познавательной деятельности.
Развитие детей проходит успешно, большее количество детей показали в исследовании хорошие результаты:
- развитые навыки коммуникации,
- стремление включаться в игру других детей, делиться ли с ними игрушками,
- дети соблюдают очередность, когда этого требует ситуация, способны слушать других не перебивая, - все это свидетельствует о развитых навыках коммуникативного поведения.
Важно помнить, что общение является одной из наиболее важных сфер духовной жизнедеятельности человека. Высшие психические функции ребенка, такие как намять, внимание, мышление, формируются сначала в общении со взрослыми и сверстниками и лишь затем становятся полностью произвольными. В процессе общения ребенок познает законы и нормы человеческих взаимоотношений. Правильно построенное общение - это и есть процесс воспитания и развития ребенка, а нарушение общения - тонкий показатель отклонения психического развития.
В соответствии с этой целью должны быть реализованы следующие задачи:
Похожие статьи:
Традиции и проблемы семейного воспитания в Китае
Современный Китай – это феноменальное государство, которое обладает невероятной индустриальной мощью и огромным экономическим потенциалом. Несмотря на то, что Китай по сей день является развивающейся страной, её развитие происходит весьма стремительными темпами. За счёт многомиллионного китайского населения ВВП государства находится на втором месте после США. Ещё бы – ведь более 50% продаваемых в ...
Особенности мотивации учебной деятельности у младших школьников
Понятие мотив занимает особое место в ряду ключевых психологических категорий. Оно выполняет важную объяснительную функцию, являясь вместе с тем одним из наиболее многозначных и "растяжимых" (А.Н. Леонтьев). Трудность систематизации любых мотивационных отношений обусловлена их высокой сложностью. В качестве регулятора деятельности мотивация пронизывает все психические процессы и поэтому ...