Коэволюция науки и общества

Страница 1

Изучением и анализом феномена науки занимаются специальные научные дисциплины. Это древнейшая из наук- философия (история философии по существу и есть история развития человеческой мысли, т.е. науки), и относительно недавно появившиеся науковедение, наукометрия, история естествознания и другие. Они дают массу необходимого и полезного материала для анализа и понимания внутренней логики и закономерностей развития науки, ее работы на различных этапах человеческой истории, значения отдельных дисциплин, отдельных учёны и открытий в прогрессе цивилизации. Задача этих наук - осмыслить феномен науки и дать обществу, в том числе и самим учёным, возможность оценивать, сравнивать состояние и роль различных направлений, понимать тенденции и перспективы их развития, организовывать функционирование науки и обеспечивать поддержку научного сообщества государственными органами и обществом.

Хотя в настоящем курсе будут широко использованы материалы и выводы указанных выше научных дисциплин, тема и задача его несколько иная. Вот только некоторые из вопросов, которые будут обсуждаться в предлагаемом курсе: Какова цель научных исследований вообще? Что отличает ученых от остальных людей? Как функционируют научное сообщество? Кто и почему платит за научные исследования? Как превратить результаты научных исследовании в нечто реальное и полезное людям? Как обеспечить возможность реализации своих научных планов ? Что способствует успешной научной карьеры?

Еще совсем недавно многие из этих вопросов могли показаться достаточно нелепыми для ученого. Но за прошедшее столетие наука перестала быть изолированной, оторванной от остальной жизни сферой деятельности не большого курса энтузиастов-одиночек. Задачи , стоящие перед человечеством, столь важны в буквальном смысле жизненно важны для его будущего, что занятие наукой перестало быть личным делом и превратилось в важнейшую общественную задачу, общественную миссию. Фактически, современная наука обязана дать ответ на вопрос о будущем человечества: "Возможно ли бесконечное прогрессивное развитие (прогрессивная эволюция) в практически замкнутой ограниченной системе, каковой является планета Земля?"

Не менее сложная и значимая задача, чем сами научные исследования, обеспечение условий оптимального функционирования научного сообщества. Эта задача лежит на плечах людей новых профессий, появившихся всего несколько десятков лет назад: научных менеджеров, научных администраторов, специалистов по инновационной деятельности и т.п., от таланта и активности которых не в меньшей степени зависит успех действительно крупных научных проектов. Что бы адаптироваться к вновь возникающим организационном механизмам современной науки, ученым нового поколения придется уделять этому часть своего времени и внимания. Многим из них самим придется внести определенный вклад в совершенствование этих механизмов для повышения эффективности и отдачи собственной научной деятельности и деятельности своих коллег. А для кого-то именно организационная деятельность в науке станет возможностью более масштабного влияния на ход научного прогресса. Ведь роль организаторов (менеджеров) в условиях непрерывного усложнения взаимосвязей в современной науке и обществе будет непрерывного усложнения взаимосвязей в современной науке и обществе будет непрерывно возрастать и станет не менее творческой, чем, например, роль режиссера в театре и кино.

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Понятие и психолого-педагогические особенности мотивации к учению
Понятие «мотивация» относится к числу фундаментальных категорий таких наук, как психология, педагогика, социология, лингводидактика, философия и др. Этим обусловлена множественность трактовки сущности данного понятия. Этимологически термин «мотив» восходит к латинскому «movere», что означает «двигать». Согласно словарю С. Ожегова, «мотив» - побудительная причина, повод к какому-то действию. Психо ...

Классификация дидактических средств
Среди многих типологий дидактических средств - простотой отличается классификация, осуществленная Эдвардом Флемингом и Яном Якоби. Они подразделяют дидактические средства на три группы. 1. Природные средства, которые непосредственно представляют саму действительность. 2. Технические средства, которые косвенно отображают действительность. К этой группе относят визуальные, аудиальные, аудиовизуальн ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru