Коэволюция науки и общества

Страница 2

Человечество вступает в новую фазу своего развития. Интерес к внешней экспансии (неважно, вглубь материи или простые космосы), связанные с экстенсивным периодом прогресс цивилизации, сменится углубленным самоанализом и обустройством своего дома, что характеризует переход к интенсивному периоду развития. Соответственно, героический период, когда "конквистадоры" от науки, увеличенные одной лишь страстью к исследованиям, устремлялись все дальше и дальше в неведомые области, сменяется более прозаическим, когда пришедшие по их словам "поселенцы" обустраиваются здесь прочно и надолго.

Соответственно, общество, все менее и менее интересующееся далекими мирами, все менее будет склонна оплачивать дорогостоящие эксперименты с неясной для него целью, но с относительной легкостью будет тратить огромные средства на решение проблем своего здоровья и благополучия. Конечно, поисковые исследования на границах области нашего познания вряд ли когда-нибудь прекратятся, но, видимо, уже не будут вестись столь широким фронтом, как это имело место в "героическую" эпоху. И даже крупнейшим ученым придется доказывать обществу своё право на такие исследования достижениями в менее "спорных" и более "утилитарных" областях. Эти обстоятельства молодым ученым полезно принимать во внимание при планировании научной карьеры и выборе области приложения сил. Нужно будет уметь не только показывать важность выбранной темы исследований с научной (фундаментальной)точки зрения, но и ее потенциальные значение для решения сугубо утилитарных проблем человечества.

В ходе научной деятельности современным ученым приходится тесно и часто взаимодействовать с различными государственными и частными структурами, определяющими возможность и уровень финансирования научных работ. При этом необходимо учитывать жизненным, что в отличии от умудренных опытом и суровой реальностью рыночной экономики зрелых американских политиков, которые давно поняли, что "государственное управление представляет более широкие возможности [для развития науки]", многие отечественные государственные деятели и высокопоставленные чиновники в плане политических воззрений и опыта еще пребывают в лучшем случае в возрасте юношеского максимализма и веры в светлые идеалы "свободной рыночной экономики" , возлагая надежды на чудодейственную силу " рыночных принципов", которые сами определяют пути развития науки. Для американцев же стало понятно " со времен Великой депрессии что правительство является главной причиной в обществе влияющий практически на все стороны жизни, и подготовке специалистов, которым предстоит работать в этой сфере, должно уделяться особое внимание". На важность этой проблемы еще срок лет назад указывал неоднократно П.Л. Капица: "Несомненно, что сейчас наступает такой период развития науки, когда организатором науки будет отводиться все более и более крупная роль. Мне кажется, что теперь мы должны специально воспитывать и готовить людей- организаторов больших научных проблем и, чтобы сделать эту должность привлекательной, относится к таким людям с большим уважением, а не относить их некоторой разновидности бюрократов- организаторов. Но и всему новому поколению ученых необходимо иметь хотя бы основные представления о функционировании научного сообщества и навыки деятельности в сфере научного менеджмента.

Страницы: 1 2 


Похожие статьи:

Способы управления подготовкой лифтеров
Существует несколько способов управления подготовкой лифтеров. Рассмотрим основные из них. Идеомоторный тренинг - незаслуженно забытый инструмент постановки техники. Перед каждым подходом нужно представить в как можно более ярких красках, как правильно подходить к лифту, как именно фиксировать спину, где и как ставить ноги. Необходим весь букет ощущений и образов, связанных с алгоритмом выполнени ...

Методические основы изучения тем «Обыкновенные дроби и проценты» в школе
Умение решать задачи на дроби и проценты в значительной мере определяются тем, как понятия дроби и процента предварительно сформированы у учащихся. Усвоение же этих понятий для многих учащихся связано с большими трудностями. Трудности в освоении дробей заключаются, в частности, в том, что ученику надо одновременно осмыслить количество долей (числитель), величину их (знаменатель) и осознать их отн ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru