Характеристика внимания, как психологического процесса

Страница 1

заикание внимание психологический логопедический

Для восприятия любого предмета или явления, необходимо, чтобы оно вызвало ответную реакцию, которая позволит нам «настроить» на него органы чувств. Подобная произвольная или непроизвольная направленность, сосредоточенность психической активности на определённом объекте, при отвлечении от других, называется вниманием. Без внимания не возможно восприятие какого-либо объекта.

Таким образом, этот психический процесс является условием успешного осуществления любой деятельности, как внешней, так и внутренней, а его продуктом – её качественное выполнение. В своей элементарной форме внимание выступает, как ориентировочный рефлекс «Что такое?», выполняя биологическую и защитную функцию. Так, человек выделяет раздражитель, и определяет его положительное или отрицательное значение.

Можно предположить, что внимание является не самостоятельным психологическим процессом, а всего лишь стороной или моментом, который сопутствует другим психическим процессам. Такие сложности с определением внимания, вызваны тем, что оно не обнаруживается в «чистом» виде, всегда прослеживается внимание к чему-либо (например, к объекту, который нужно запомнить). Но открытие нейронов внимания, изучение функционирования ретикулярной формации, а особенно образования доминант, которые являются физиологическим коррелятом внимания, позволяет утверждать, что оно представляет собой самостоятельный, независимый психологический процесс. Поэтому, внимание следует рассматривать, как психологический процесс, который характеризует динамические особенности познавательных процессов. Внимание обуславливает избирательность, сознательный или полусознательный отбор информации, которая поступает через органы чувств.

Внимание имеет внешние и внутренние проявления. К первому относят напряжённую позу, сосредоточенный взгляд, ко вторым – изменения в организме, например – учащение сердцебиения, дыхания, выделение адреналина в крови.

В жизни и деятельности человека внимание выполняет ряд различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит не нужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность на одном и том же объекте, или виде деятельности. Внимание определяет точность и детализацию восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность мыслительной деятельности, словом качество функционирования всей познавательной активности. Именно поэтому, мы можем говорить о том, что внимание является основополагающим процессом: внимание помогает удерживать информацию в кратковременной и оперативной памяти, помогает различать детали при восприятии какого-либо предмета, выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи при выполнении мыслительных процессов.

Нельзя забывать и о том, что в системе межчеловеческих отношений, внимание способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному решению межличностных конфликтов. О внимательном человеке говорят как о приятном собеседнике, тактичном и деликатном партнёре по общению. Внимательный человек лучше и успешнее обучается, большего достигает в жизни, чем недостаточно внимательный.

Внимание человека может быть непроизвольным и произвольным.

Говоря о первом виде внимания, можно сказать, что этот вид настоящий, первоначальный основной. Непроизвольное внимание не связано с участием воли человека, сосредоточение на каком-либо объекте не вызвано поставленной ранее целью обратить на него внимание, запомнить объект. Этот вид внимания не требует усилий для того, чтобы длительное время концентрироваться на объекте. Деятельность захватывает человека в этих случаях сама по себе, в силу своей увлекательности или неожиданности. Человек невольно отдается воздействующим на него предметам, явлениям, выполняемой деятельности. Стоит нам услышать по радио интересную новость, как мы невольно отвлекаемся от работы и прислушиваемся.

Основная функция непроизвольного внимания заключается в быстрой и правильной ориентации человека в постоянно меняющихся условиях, выделении тех объектов, которые в данный момент имеют наибольший жизненный смысл.

Совершенно противоположным является произвольное внимание, которое связано с сильным побуждающим мотивом. «Слушайте внимательно!» - говорит педагог детям, тем самым призывая слушателей обратить особое внимание, сконцентрироваться на получении определённой информации. В этом случае определяется сознательный выбор ели и усилием воли подавляется посторонний интерес, всё внимание направляется на исследование другого, заданного объекта.

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Стадии педагогического общения и технология их реализации
Педагогическое общение имеет динамику, соответствующую логике педагогического процесса (замысел, воплощение замысла, анализ и оценка). Отсюда и его стадии: 1 стадия - моделирование педагогического общения связана с осуществлением своеобразного планирования коммуникативной структуры взаимодействия, адекватной педагогическим задачам, сложившейся ситуации, индивидуальности педагога, особенностям отд ...

Функции воображения
Воображение человека многофункционально. Среди его важнейших функций выделяют: 1) гностически-эвристическую - позволяет воображению находить и выражать в образах наиболее существенные, значимые стороны действительности; 2) защитную - позволяет регулировать эмоциональное состояние ( удовлетворять потребности, снижать напряжение и т.д.); 3) коммуникативную - предполагает общение либо в процессе соз ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru