Формирование естественно-научных представлений у детей дошкольного возраста средствами графического моделирования

Новая педагогика » Использование моделирования в формировании естественно-научных представлений у детей старшего дошкольного возраста » Формирование естественно-научных представлений у детей дошкольного возраста средствами графического моделирования

Страница 1

Многие известные педагоги и философы обращали внимание и необходимость открыть ребенку книгу природы как можно раньше. Это Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, В.А. Сухомлинский и др.

Особую роль природы в развитии мышления подчеркивал К.Д. Ушинский. Он считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Именно непосредственные наблюдения окружающей природы составляют первоначальные логические упражнения мысли, а сама логика есть, отражение в нашем уме связи предметов и явлений природы.

Многочисленными исследованиями А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева и др. доказано, что если детей специально обучать, то у них быстро меняется ход мыслительного процесса. В работах П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова отмечается, что мышление не может развиваться самостоятельно, необходимо целенаправленно развивать, создавая для этого условия - через содержание учебных предметов и адекватные ему технологии и методики.

Великий учёный И.М. Сечинов доказал, что высшие логические формы мышления вырастают на базе элементарных форм познания - практических действий ребёнка. Эти действия включены в чувственное познание и служат не только средством решения конкретной задачи, но и способом освоения самой мыслительной деятельности. Эта концепция И.М. Сечинова легла в основу понимания отечественными учёными процесса развития мышления у детей.

Психологами доказано, что у детей первых семи лет жизни мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, педагогический процесс в дошкольном учреждении в основном должен строится на методах наглядных и практических. Педагогические наблюдения показывают, что наиболее эффективно процесс экологического мышления дошкольников идёт через такие способы поисковой деятельности как: активное наблюдение, экспериментирование, исследовательская работа, моделирование, имитация.

Вместе с тем, в последние годы в педагогической теории и практике всё большее значение уделяется вопросам моделирования в работе с детьми дошкольного возраста. В психологических работах перечисляются функции, которые способны выполнять моделирование, становясь компонентом той или иной деятельности, в том числе функции фиксации знаний, обозначения, планирования (Л.И. Айдарова) и эвристическая функция (В.В. Давыдов, А.У. Варданян, Л.М. Фридман и др.)

Моделирование - исследование каких-либо явлений, процессов, систем путём построения и изучения их моделей.

Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению моделей.

Цель моделирования - обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.

Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.

В действии с натуральными объектами нелегко выделить общие черты, стороны, так как объекты имеют множество сторон, не относящихся к выполняемой деятельности или отдельному действию. Модель дает возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных в данном конкретном случае.

Например, для выбора способа удаления пыли с растений важно выделить такие их признаки, как количество листьев, характер их поверхности. Безразличны, несущественны для данной деятельности их цвет, форма. Чтобы отвлечься от этих признаков, необходимо моделирование. Воспитатель помогает детям отбирать, использовать модели, свободные от ненужных свойств, признаков. Это могут быть графические схемы, какие-либо предметные образы-заместители или знаки.

Моделирование как активная самостоятельная деятельность используется воспитателем наряду с демонстрацией моделей. По мере осознания детьми способа замещения признаков, связей между реальными объектами, их моделями становится возможным привлекать детей к совместному с воспитателем, а затем и к самостоятельному моделированию.

Обучение моделированию осуществляется в такой последовательности.

Воспитатель:

предлагает детям описать новые объекты природы с помощью готовой модели, ранее усвоенной ими;

организует сравнение двух объектов между собой, учит выделению признаков различия и сходства, одновременно дает задание последовательно отбирать и выкладывать на панно модели, замещающие эти признаки;

постепенно увеличивает количество сравниваемых объектов до трех-четырех;

обучает детей моделированию существенных или значимых для деятельности признаков (например, отбор и моделирование признаков растений, определяющих способ удаления пыли с растений уголка природы);

руководит созданием моделей элементарных понятий, таких как "рыбы", "птицы", "звери", "домашние животные","дикие животные", "растения", "живое", "неживое" и т.д.

Многообразие природных явлений, составляющих непосредственное окружение детей, создает видимость их легкого познания в процессе наблюдений детей. Пугливость, скрытый образ жизни диких животных, изменчивость развивающихся организмов, цикличность сезонных изменений в природе, многочисленные, и скрытые от восприятия связи и зависимости внутри природных сообществ - все это создает объективные трудности для познания явлений природы детьми дошкольного возраста, мыслительная деятельность которых находится еще в становлении. Указанные обстоятельства в ряде случаев вызывают необходимость моделирования некоторых явлений, объектов природы, их свойств и признаков. Особое значение приобретают действующие, предметные модели, которые вскрывают характер функционирования объекта, показывают механизм его связи с окружающими условиями.

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Стили и типы семейного воспитания
В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и приемов воспитания, и учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных отношений, являющиеся предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, о ...

Педагогическое общение в структуре педагогической деятельности
Педагогическое общение - есть форма учебного взаимодействия, сотрудничества учителя и учеников. Это - личностно и социально ориентированное взаимодействие. Педагогическое общение одновременно реализует коммуникативную, перцептивную и интерактивную функции, используя при этом всю совокупность вербальных, изобразительных, символических средств. А.А. Леонтьев выделяет следующие характеристики педаго ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru