Нами было проведено также анкетирование.
Результаты анкетного опроса показывают, что ведущим мотивационным фактором выбора профессии у школьников выступает "возможность принести пользу людям" (85% опрошенных). При оценке будущей работы большое число школьников обращает внимание на творческий, интересный характер работы (79%). Интересен тот факт, что на вопрос "Чего вы ждете от работы по выбранной Вами специальности?" - "высокие доходы" назвали лишь 6%. Респонденты невысоко оценивают перспективы карьерного роста в профессиях. Так вариант ответа "в выбранной профессии меня привлекает возможность занять высокий пост" выбрали 10% опрошенных.
Данные приведенные в таблице сгруппированы в зависимости от ведущих мотивационных факторов:
Таблица 1. Распределение ответов на вопрос "Чего вы ждете от работы?"
|
Ведущая мотивация |
Критерии значимости |
В% от числа респондентов |
|
Содержательная мотивация: |
Творческий, интересный характер работы |
95 |
|
Ее соответствие моим способностям, умениям |
74 | |
|
Самостоятельность, независимость |
9 | |
|
Связь с современной техникой, технологией |
7 | |
|
Возможность реализовать свой потенциал |
28 | |
|
Мотивы социальной значимости: |
Возможность принести пользу людям |
85 |
|
Возможность достичь признания, уважения |
11 | |
|
Статусные мотивы: |
Возможность получать высокие доходы |
6 |
|
Возможность занять высокий пост. |
10 | |
|
Высокий престиж профессии |
35 |
Таким образом, для школьников наиболее значимым фактором является содержание работы. На втором месте - мотивы социальной значимости. Статусные мотивы не имеют достаточного веса при выборе профессии. Доминирование содержательных мотивов выбора профессии и мотив социальной значимости является весьма позитивным показателем, так как без такой мотивации становление в будущем профессионала просто невозможно.
Данные констатирующего этапа эксперимента приведены в таблице 2.
Таблица 2. Показатели сформированности мотивационных факторов выбора профессии школьников
|
Методика |
Познавательный интерес |
Самооценка склонностей к профессиональным сферам деятельности и профессиональной направленности личности |
Сформированность профессионального плана | ||||||
|
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень | |
|
Карта интересов А. Голомшток в модификации Г. Резапкиной |
5 |
14 |
1 |
4 |
15 |
1 |
4 |
14 |
2 |
|
“Дифференциально-диагностический опросник” (по Е.А. Климову) |
1 |
16 |
3 |
- |
13 |
7 |
1 |
14 |
5 |
Похожие статьи:
Описание выборки и методов исследования
Исследование проводилось в ГОУ СПО «Камышловский педагогический колледж» с участием студентов II курса, обучающиеся по двум специальностям: 050709 «Преподавание в начальных классах» и 050301 «Русский язык и литература». Общий охват студентов колледжа, участвовавших в исследовании, составил 45 человек, объем выборки на отдельных этапах реализации исследования составил 40 человек, т.е. по 20 челове ...
Анализ основного периода
Основной период - это выполнение поставленных перед сменой задач. Мной были поставлены следующие задачи: выполнение программы досуг, активный и познавательный отдых. формирование временного коллектива; психологический климат в отряде; В первой половине основного периода (5--11-й дни смены) деятельность в лагере направлена на реализацию потребностей детей в отдыхе. Для выполнения этой задачи на пл ...