Педагогическая этика

Страница 1

Педагогическая этика – это наука о педагогической нравственности. Несомненно, она основывается на этике как таковой. Честность, доброжелательность, гуманность, глубокая заинтересованность в успехах своих питомцев, уважение их личности, чувство ответственности за результаты труда, соблюдение дисциплины – вот далеко не полный перечень качеств педагога, наделенного правом не только передавать знания, формировать умения, но и проверять их.

Важно, что в педагогической этике есть некая тонкая и сложная сфера, которая зависит только от духовных свойств человека и постоянна во все времена: сфера отношений между преподавателем и студентом. У настоящего педагога, педагога по призванию, никогда не бывает равнодушных глаз. Педагог – это человек, который умеет внимательно слушать, а такое качество дано не каждому. Настоящий педагог наделен даром сочувствия, умения понять психологическое состояние студента, и это ощущается сразу. По выражению глаз, вглядывающихся в человека, по интонации, с которой обращаются. В настоящем педагоге велико чувство ответственности за учебу студента. Ведь это веха, определенный этап в его жизни.

Одним из основных требований педагогической этики, на мой взгляд, является создание благоприятного психологического климата, для чего необходимы:

- обоюдная вера в успех: важна не только вера студента в свои силы, но и вера преподавателя в него, так как нет ничего страшнее педагогической ошибки;

- единая нравственная норма, из которой необходимо исходить устанавливая отношения с учащимися;

- благоприятное речевое общение;

- стремление в каждом учащемся найти что-то хорошее (“эффект отказа”);

- внешний облик преподавателя и окружающая обстановка;

Задача педагогической этики в области воспитания – это разработка этических основ формирования личности (мировоззрения, направленности и устойчивости личности, нравственно-психологических качеств, чувств и привычек). Она базируется на индивидуальном подходе к молодежи (знание внутреннего мира, развитие индивидуальных способностей). (СНОСКА-это идея Карла Роджерса, американский психолог и терапевт, выдвинул в 1962 г.)---* Высшая цель воспитания – дать личности возможность с наибольшей полнотой выразить себя.* Важно обратить внимание на то, что воспитателем прямо или косвенно является любой педагог. Воспитательная функция педагога не менее, а может быть даже более важна, чем образовательная. Сухомлинский писал: “Инженером можно стать за 5 лет, учиться же на человека надо всю жизнь…”

Немаловажную роль играет и самовоспитание, но нужно помнить, что педагог в процессе воспитания может использовать три механизма:

- заражение;

- внушение;

- убеждение;

Как влияет уровень профессионального самосознания педагога на развитие его профессиональных компетенций?

Чтобы осуществить более детальный анализ влияния уровня профессионального самосознания педагога на процесс формирования его компетенций, рассмотрим проблемы, с которыми ему приходится сталкиваться в ходе информатизации образования.

Нет необходимости говорить о том, что профессиональное самосознание есть категория психологическая. Его влияние на возможность формирования и развития, а затем на уровень развитости профессиональных компетенций педагога в общем плане и ИКТ-компетенции, в частности, проявляется, прежде всего, на уровне готовности личности признать свою профессиональную значимость, ощутить себя активным участником процесса информатизации, принять на себя ответственность за результаты своей инновационной деятельности в данной области. Это означает, что профессиональные компетенции современного педагога могут быть сформированы и затем продуктивно применены только в том случае, если педагог осознáет, пусть не сразу и не всегда самостоятельно, что без овладения этими компетенциями он не сможет далее полноценно реализовать свои профессиональные амбиции на уровне, отвечающем современным требованиям.

А.К. Маркова, связывая профессиональное самосознание педагога с развитием его профессионализма, выделяет несколько противоречивых тенденций такого взаимодействия. Назовём наиболее существенные из них, а также дадим необходимые комментарии (см. последние в скобках):

противоречие между саморазвитием и самосохранением в профессии (педагогу необходимо осознавать, что оставаться современным и востребованным в своей профессии возможно только путём постоянного освоения инновационных педагогических технологий);

несогласованность становления разных видов компетентности (хотя за педагогом как за свободной личностью остаётся выбор приоритетов в освоении профессиональных компетенций, современные требования к их набору чётко зафиксированы;

неравномерность освоения отдельных действий и целостной структуры профессиональной деятельности (сопротивление педагога освоению инновационных технологий препятствует формированию его целостной профессиональной культуры);

противоречие в сознании человека между стремлением к узкой специализации и потребность узнать что-то о смежных профессиях, быть «универсалом» (в условиях информатизации создаются наилучшие условия для разрешения этого противоречия);

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Препятствия, мешающие стать женщине руководителем
Есть женщины, которые хотели бы быть руководителем, но не могут. Какие же мешают препятствия? Прежде всего, для руководства требуется много времени. Средняя продолжительность рабочего дня начальника цеха, директора промышленного предприятия и их заместителей – 10-12 часов. Как в шутку говорят, у них 8-часовой рабочий день – от 8 утра до 8 вечера. Начальники отделов, служб заняты чуть меньше. Дефи ...

Формирование дизайнерских навыков при обучении ремонтно-строительным работам как социально-педагогическая проблема
В условиях современного «строительного бума» появилась необходимость в обучении учащихся ремонтно-строительным работам, и не только в связи с о «строительным бумом», но и необходимостью выполнять такие работы в быту. А в быту, как известно нужно уметь произвести практически все виды ремонтно-строительных работ. К ним мы можем отнести обойные работы, малярные работы, штукатурные работы, отделочные ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru