Педагогическая этика – это наука о педагогической нравственности. Несомненно, она основывается на этике как таковой. Честность, доброжелательность, гуманность, глубокая заинтересованность в успехах своих питомцев, уважение их личности, чувство ответственности за результаты труда, соблюдение дисциплины – вот далеко не полный перечень качеств педагога, наделенного правом не только передавать знания, формировать умения, но и проверять их.
Важно, что в педагогической этике есть некая тонкая и сложная сфера, которая зависит только от духовных свойств человека и постоянна во все времена: сфера отношений между преподавателем и студентом. У настоящего педагога, педагога по призванию, никогда не бывает равнодушных глаз. Педагог – это человек, который умеет внимательно слушать, а такое качество дано не каждому. Настоящий педагог наделен даром сочувствия, умения понять психологическое состояние студента, и это ощущается сразу. По выражению глаз, вглядывающихся в человека, по интонации, с которой обращаются. В настоящем педагоге велико чувство ответственности за учебу студента. Ведь это веха, определенный этап в его жизни.
Одним из основных требований педагогической этики, на мой взгляд, является создание благоприятного психологического климата, для чего необходимы:
- обоюдная вера в успех: важна не только вера студента в свои силы, но и вера преподавателя в него, так как нет ничего страшнее педагогической ошибки;
- единая нравственная норма, из которой необходимо исходить устанавливая отношения с учащимися;
- благоприятное речевое общение;
- стремление в каждом учащемся найти что-то хорошее (“эффект отказа”);
- внешний облик преподавателя и окружающая обстановка;
Задача педагогической этики в области воспитания – это разработка этических основ формирования личности (мировоззрения, направленности и устойчивости личности, нравственно-психологических качеств, чувств и привычек). Она базируется на индивидуальном подходе к молодежи (знание внутреннего мира, развитие индивидуальных способностей). (СНОСКА-это идея Карла Роджерса, американский психолог и терапевт, выдвинул в 1962 г.)---* Высшая цель воспитания – дать личности возможность с наибольшей полнотой выразить себя.* Важно обратить внимание на то, что воспитателем прямо или косвенно является любой педагог. Воспитательная функция педагога не менее, а может быть даже более важна, чем образовательная. Сухомлинский писал: “Инженером можно стать за 5 лет, учиться же на человека надо всю жизнь…”
Немаловажную роль играет и самовоспитание, но нужно помнить, что педагог в процессе воспитания может использовать три механизма:
- заражение;
- внушение;
- убеждение;
Как влияет уровень профессионального самосознания педагога на развитие его профессиональных компетенций?
Чтобы осуществить более детальный анализ влияния уровня профессионального самосознания педагога на процесс формирования его компетенций, рассмотрим проблемы, с которыми ему приходится сталкиваться в ходе информатизации образования.
Нет необходимости говорить о том, что профессиональное самосознание есть категория психологическая. Его влияние на возможность формирования и развития, а затем на уровень развитости профессиональных компетенций педагога в общем плане и ИКТ-компетенции, в частности, проявляется, прежде всего, на уровне готовности личности признать свою профессиональную значимость, ощутить себя активным участником процесса информатизации, принять на себя ответственность за результаты своей инновационной деятельности в данной области. Это означает, что профессиональные компетенции современного педагога могут быть сформированы и затем продуктивно применены только в том случае, если педагог осознáет, пусть не сразу и не всегда самостоятельно, что без овладения этими компетенциями он не сможет далее полноценно реализовать свои профессиональные амбиции на уровне, отвечающем современным требованиям.
А.К. Маркова, связывая профессиональное самосознание педагога с развитием его профессионализма, выделяет несколько противоречивых тенденций такого взаимодействия. Назовём наиболее существенные из них, а также дадим необходимые комментарии (см. последние в скобках):
противоречие между саморазвитием и самосохранением в профессии (педагогу необходимо осознавать, что оставаться современным и востребованным в своей профессии возможно только путём постоянного освоения инновационных педагогических технологий);
несогласованность становления разных видов компетентности (хотя за педагогом как за свободной личностью остаётся выбор приоритетов в освоении профессиональных компетенций, современные требования к их набору чётко зафиксированы;
неравномерность освоения отдельных действий и целостной структуры профессиональной деятельности (сопротивление педагога освоению инновационных технологий препятствует формированию его целостной профессиональной культуры);
противоречие в сознании человека между стремлением к узкой специализации и потребность узнать что-то о смежных профессиях, быть «универсалом» (в условиях информатизации создаются наилучшие условия для разрешения этого противоречия);
Похожие статьи:
Личные качества женщины-руководителя
Женщин, особенно молодых специалистов, нередко задевает тот факт, что на руководящие должности выдвигают преимущественно лиц мужского пола. Теоретически и женщины, и мужчины имеют равные возможности стать руководителями, но фактически все выглядит несколько иначе. Основные препятствия на пути продвижения женщины заключаются в следующем: а) недостаток времени (из-за домашних забот женщина нередко ...
Место темы в базовом курсе информатики и ИКТ
Данная тема изучается в 9 или 10 классе базового курса информатики в модуле «Информационные системы и моделирование». Время изучения темы зависит от количества учебного времени отводимого на курс информатики и ИКТ в учебном плане школы. Основные цели. Сформировать предметные компетенции: 1) Уровень знаний: дать представление о способах хранения и поиска информации в базах данных, познакомить с ос ...