Интеграция научного познания

Страница 4

Не всякое объединение учебных предметов или их составляющих является интеграцией. Необходима ведущая идея, реализация которой обеспечивает неразрывную связь, целостность данного курса. Ясно также, что интеграция учебных и внеучебных дисциплин многовариантна; она может быть полной или частичной. Так, одна группа американских учёных педагогов принимает за основу интеграции особенности процесса познания (наблюдение, классификация, использование чисел, измерение, выведение следствий и т.д.), который иллюстрируется на любой предметной области, связанной с жизнью и деятельностью человека. Другая группа педагогов видит основу интеграции в постепенном объяснении детям устройства внешней закономерности природы и общества, при которых используются те или иные «предметные сведения». При этом предполагается, что интегрированный характер обучения имеет место, начиная с первого до последнего класса основной школы. Трудно представить себе, что столь революционные интеграции обучения приникнут в школу ближайшего будущего, хотя бы потому, что понадобится обучить новое поколение учителей, способных преподавать такие курсы.

На современном этапе развития науки и научных знаний наблюдаются новые формы взаимодействия дифференцированных и интегрированных процессов. Под дифференциацией понимают расчленение, разделение целого на составляющие его элементы; под интеграцией – процесс сближения и связи наук, состояние связанности отдельных частей системы в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию.

Характер дифференциации наук испытывает существенные изменения под влиянием процессов интеграции и особенностей их проявления. Если раньше отдельные науки вынужденно разделяли природу, обособляли одну от другой её части с целью удобства их изучения, то со временем медленно начался объективный процесс их сближения, взаимного обогащения приёмами и методами исследования (благодаря единству материального мира). Толчком для этого стала проблема между границами отдельных наук, при изучении которых требовались усилия не одной, а нескольких различных отраслей наук. Новые направления исследований привели к «стиранию» ранее существующих граней между отдельными науками. То есть если раньше новые науки возникали за счёт расчленения, дифференциации знаний, то в наше время они стали появляться благодаря взаимодействию интеграции знаний. Интеграция преобразовалась в доминирующую тенденцию и проявляется на более высоком теоретическом уровне, а дифференциация является по сути дела, своеобразной формой выявления процессов интеграции, специфическим механизмом их исполнения. Ведь объединить можно только то, что было в расчленённом, разрозненном виде.

Дифференциация и интеграция как две взаимно противоположные тенденции в развитии науки своеобразно проявляют действие закона единства и борьбы двух противоположностей в познании. Эти две тенденции, не только взаимно исключают, но и предполагают, обусловливают и обогащают одна другую, образуя диалектическое единство.

Легко заметить, что и в содержании современного образования моно встретить эти две противоположные тенденции. Преимущество той или другой или их относительно устойчивое равновесие зависит от многих факторов (уровня разработки программ или учебников, квалификации учителя, уровня общего развития ребёнка и т.д.). Осуществление направленной интеграции обучения или его дифференциации фактически нарушает определённый баланс и потому обладает как достоинствами, так и недостатками, которые свойственны каждой крайности.

Взаимодополнение таких встречных тенденций в образовании называют «интедиффиею», что определяется как пульсирующий взаимопереход между интеграцией и дифференциацией содержания образования. Дифференциальное преподавание учебных предметов не содержит в себе достаточных условий для мыслительного постижения школьниками целостной картины мира. Являясь причиной трудностей в установлении учащимися отношений между научным понятием или функцией и соответствующим предметом, в практическом применении теоретических знаний. У детей довольно рано возникает свой «образ мира». Несмотря на всё своё несовершенство, он имеет существенную характеристику – целостность восприятия окружающего. При поступлении ребёнка в школу чаще эта целостность восприятия разрушается из-за границ между отдельными предметами.

Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие статьи:

Место темы в базовом курсе информатики и ИКТ
Данная тема изучается в 9 или 10 классе базового курса информатики в модуле «Информационные системы и моделирование». Время изучения темы зависит от количества учебного времени отводимого на курс информатики и ИКТ в учебном плане школы. Основные цели. Сформировать предметные компетенции: 1) Уровень знаний: дать представление о способах хранения и поиска информации в базах данных, познакомить с ос ...

План-конспект ведения календаря природы с детьми старшей группы в течение третьей недели сентября
Внесение календаря. В конце второй недели сентября (в пятницу) воспитатель вносит в группу две страницы календаря: «Условные обозначения» и «Сентябрь». Показывает их детям и объясняет, что с понедельника следующей недели они начнут наблюдения за природой. Рассматривает с детьми эти страницы, объясняет условные обозначения. Затем вывешивает их в уголке природы. Наблюдение первое (понедельник ). На ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru