Интеграция научного познания

Страница 3

- внутренняя – взаимопроникновение направлений, которое происходит в каждой отдельно взятой науке;

- внешняя – взаимосвязь, единство между сферами знаний, создание комплексов, что входят в целостную систему науки;

- вертикальная – интегрированное движение наук от более обобщённых теоретических к промежуточным, а далее и прикладным;

- горизонтальная – связь научных сфер в середине больших и давно существующих комплексов наук.

Механизмы интеграции обеспечивают целенаправленное взаимодействие между различными областями знаний, сознательно регулируют сам процесс их взаимодействия. На основе анализа историко-генетического, методологического, логического и др. аспектов интеграции научных знаний можно сделать вывод о том, что к основным механизмам взаимодействия наук относятся следующие:

- сведение общих явлений к конкретным;

- движение от сущности первого порядка к более высокому порядку;

- использование методов познания одной науки в другой;

- приближение к единому информационно-интегративному уровню;

- взаимоотражение наук (обеспечение «обратной связи»).

Дидактические условия интеграции – это условия, определяющие реальные возможности обеспечения синтеза научных знаний при объединении учебных предметов. При выявлении дидактических условий интеграции родственных учебных предметов за основу приняты исследования, рассматривающие интегративные процессы в философском аспекте (Н.С. Асимов, А. Турсунов, М. Чепиков и др.) и естественнонаучном (Н.Н. Киселёв, С. Крымский, Э. Маевский и др.).

На основе всестороннего анализа межпредметных связей и интегративных тенденций в школе выявлены возможные варианты интеграции.

1-й – практически полное слияние учебного материала интегрированных предметов в одном курсе (как это случилась с алгеброй и геометрией).

2-й – объединение отдельных частей материала интегрированных предметов с обозначением специальных разделов.

3-й – построение нового предмета с автономных блоков.

Выбор того или иного варианта зависит от условий интеграции, которые являются общедидактическими, так как позволяют обеспечить интеграцию всех родственных учебных предметов. К ним относятся:

- наличие общих целей и задач обучения, которые вытекают из генетической общности учебных предметов;

- реализация общих дидактических принципов и методов обучения;

- совпадение или общности объектов научного познания, положенных в основу интегрированных предметов;

- наличие близких по содержанию понятий и терминов;

- обеспечение единой логики усвоения учебной информации;

- наличие общих закономерностей, на основе которых построены интегрированные предметы.

Среди трёх указанных вариантов большинство учёных этой проблемы отдают предпочтение блочной форме. Сущность её состоит в том, что для каждого интегрированного предмета могут быть сохранены как самостоятельные отдельные учебные программы, учебники и методические пособия.

Синтез психолого-педагогических знаний, как условие формирования целостной теории обучения может быть реализован на трёх уровнях:

- методологическом – интеграция в пределах законов, закономерностей и принципов развития личности;

- дидактическом – интеграция в пределах идей, закономерностей и принципов организации обучения;

- прикладном – интеграция содержания конкретных учебных предметов, методов и способов воспитания.

В наше время интегративные процессы происходят в основном на прикладном уровне. То есть интеграция представляет собой целенаправленное объединение (синтез) определённых учебных предметов в самостоятельные педагогические системы целевого назначения, направленные на обеспечение целостности знаний.

Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие статьи:

Особенности речи детей с фонематическими нарушениями
Состояние звукопроизношения этих детей характеризуется следующими особенностями: 1. Отсутствие в речи тех или иных звуков и замены звуков. Сложные по артикуляции звуки заменяются простыми по артикуляции, например: вместо [с], [ш] - [ф], вместо [р], [л] - [л`], [й], вместо – глухих; свистящие и шипящие (фрикативные) заменяются звуками [т], [т`], [д], [д`]. Отсутствие звука или замена его другим по ...

Анализ опытно – экспериментальной работы
Экспериментальная база нашего исследования – ДОУ № 17 г. Армавира Краснодарского края. Экспериментальная группа – дети старшего дошкольного возраста с замедленным психическим развитием: Испытуемый № 1 : Беляко Данил 5 лет 11 мес. Испытуемый № 2: Корташёв Руслан 6 лет 1 мес. Испытуемый № 3: Иванов Данил 5 лет 7 мес. Испытуемый № 4: Корх Андрей 6 лет Испытуемый № 5: Пипеляев Дима 5 лет 9 мес. Экспе ...

Главные разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru