Интеграция научного познания

Страница 3

- внутренняя – взаимопроникновение направлений, которое происходит в каждой отдельно взятой науке;

- внешняя – взаимосвязь, единство между сферами знаний, создание комплексов, что входят в целостную систему науки;

- вертикальная – интегрированное движение наук от более обобщённых теоретических к промежуточным, а далее и прикладным;

- горизонтальная – связь научных сфер в середине больших и давно существующих комплексов наук.

Механизмы интеграции обеспечивают целенаправленное взаимодействие между различными областями знаний, сознательно регулируют сам процесс их взаимодействия. На основе анализа историко-генетического, методологического, логического и др. аспектов интеграции научных знаний можно сделать вывод о том, что к основным механизмам взаимодействия наук относятся следующие:

- сведение общих явлений к конкретным;

- движение от сущности первого порядка к более высокому порядку;

- использование методов познания одной науки в другой;

- приближение к единому информационно-интегративному уровню;

- взаимоотражение наук (обеспечение «обратной связи»).

Дидактические условия интеграции – это условия, определяющие реальные возможности обеспечения синтеза научных знаний при объединении учебных предметов. При выявлении дидактических условий интеграции родственных учебных предметов за основу приняты исследования, рассматривающие интегративные процессы в философском аспекте (Н.С. Асимов, А. Турсунов, М. Чепиков и др.) и естественнонаучном (Н.Н. Киселёв, С. Крымский, Э. Маевский и др.).

На основе всестороннего анализа межпредметных связей и интегративных тенденций в школе выявлены возможные варианты интеграции.

1-й – практически полное слияние учебного материала интегрированных предметов в одном курсе (как это случилась с алгеброй и геометрией).

2-й – объединение отдельных частей материала интегрированных предметов с обозначением специальных разделов.

3-й – построение нового предмета с автономных блоков.

Выбор того или иного варианта зависит от условий интеграции, которые являются общедидактическими, так как позволяют обеспечить интеграцию всех родственных учебных предметов. К ним относятся:

- наличие общих целей и задач обучения, которые вытекают из генетической общности учебных предметов;

- реализация общих дидактических принципов и методов обучения;

- совпадение или общности объектов научного познания, положенных в основу интегрированных предметов;

- наличие близких по содержанию понятий и терминов;

- обеспечение единой логики усвоения учебной информации;

- наличие общих закономерностей, на основе которых построены интегрированные предметы.

Среди трёх указанных вариантов большинство учёных этой проблемы отдают предпочтение блочной форме. Сущность её состоит в том, что для каждого интегрированного предмета могут быть сохранены как самостоятельные отдельные учебные программы, учебники и методические пособия.

Синтез психолого-педагогических знаний, как условие формирования целостной теории обучения может быть реализован на трёх уровнях:

- методологическом – интеграция в пределах законов, закономерностей и принципов развития личности;

- дидактическом – интеграция в пределах идей, закономерностей и принципов организации обучения;

- прикладном – интеграция содержания конкретных учебных предметов, методов и способов воспитания.

В наше время интегративные процессы происходят в основном на прикладном уровне. То есть интеграция представляет собой целенаправленное объединение (синтез) определённых учебных предметов в самостоятельные педагогические системы целевого назначения, направленные на обеспечение целостности знаний.

Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие статьи:

Профессиональное самосознание педагога как часть его профессиональной культуры
Основным субъективным компонентом, характеризующим профессиональные качества педагога, является, прежде всего, профессиональное самосознание, которое играет определяющую роль в его адекватной профессиональной идентификации (самоопределении) и в общем становлении педагога как профессионала. В понятие «профессиональное самосознание» входят, помимо названных, такие характеристики, как профессиональн ...

Контрольный эксперимент и его анализ
После проведения экспериментальной работы по развитию творческого мышления через учебные действия, был проведен контрольный эксперимент, основной целью которого было выяснение, каким образом разработанные уроки на развитие творческого мышление через учебные действия оказали влияние на развитие данного процесса. Для исследования этого вопроса был проведен указанный ранее тест на исследование творч ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru