Педагогическое общение

Страница 1

В педагогическом общении необходимо учитывать, что установки формируются в результате оценки внешнего вида студента, его общения с преподавателем и на основании информации, полученной преподавателем о студенте. Благодаря установкам преподаватели иногда сами формируют неуспешность студента. Однако у преподавателя, владеющего техникой педагогического общения, подобные установки или вообще не возникают или имеются механизмы преодоления субъективизма в педагогическом общении.

Что же такое педагогическое общение? Сначала нужно разобраться с общением вообще, которому дается много разнообразных определений.

(СНОСКА - А.А. Леонтьев дает такую трактовку общении) - “Общение – процесс или процессы, осуществляющиеся внутри определенной социальной группы, коллектива, общества в целом, процессы, по своей сущности, не межиндивидуальные, а социальные. Они возникают в силу общественной потребности, общественной необходимости. Общение – то, что обеспечивает коллективную деятельность”

Общение начинается с контакта, контакт ведет к общению, общение ведет к взаимодействию, а оно к действию. Отсюда напрашивается вывод, что действие – результат общения.

В свою очередь педагогическое общение, по Леонтьеву, “это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессах обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата. А также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися и внутри ученического коллектива”.

Руководствуясь этим определением можно выделить четыре основных признака педагогического общения в вузе:

1. Профессиональное общение преподавателя со студентами на занятиях и вне занятий, а также с преподавателями в педагогическом коллективе.

2. Педагогическое общение в вузе имеет определенные педагогические функции и направлено (если оно полноценное) на создание благоприятного климата.

3. Общение направлено на психологическую оптимизацию учебной деятельности, т.е. на создание в аудитории оптимальных взаимоотношений, наилучших для развития мотивации студентов.

4. Направлено на психологическую оптимизацию отношений между самими педагогами, педагогами и студентами, и внутри студенческих групп.

Педагогическое общение, как и всякое другое, это специфическая форма активности, в которой человек удовлетворяет свою потребность в другом человеке. Люди (в нашем случае преподаватели и студенты) вступают во взаимодействие друг с другом для достижения общего результата деятельности (деловое общение), для получения или передачи знаний (познавательное общение). Общение, в котором люди объединяются для того, чтобы разделить, друг с другом свое практическое и духовное бытие, для взаимной помощи, соучастия и взаимопонимания, называют личностным.

В общении наблюдаются две противоположные тенденции: к слиянию с другими и к обособлению. Человек стремится слиться со своим окружением, найти свое место в коллективе, группе, обрести единение с другим человеком в дружбе и любви. Одновременно ему свойственно обособиться, выделить свое “я”. Конечно, деловое, познавательное и личностное общение можно строго разграничить только теоретически. А.А. Леонтьев называет четыре вида общения, и все они есть в педагогическом общении:

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Разработка лекций и лабораторных работ в рамках курса ИТ в вузе
Лекция 1 Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. (35 мин) Изучаемые вопросы: · Понятия вещества, энергии, информации. · Информатика как наука. · Компьютер — универсальное техническое средство для работы с информацией. · Информационно-компьютерные технологии — важная составляющая жизни современного общества. Лабораторная работа 1 Знакомство с компьютерным классом Техника безопасности. ...

Компетентностный подход в сфере общего образования
Поразмышляем о том, как можно модернизовать образование на компетентностной основе. В нем отражен такой вид содержания образования, который не сводится к знаниево-ориентировочному компоненту, а предполагает целостный опыт решения жизненных проблем, выполнения ключевых функций, социальных ролей, компетенций. Разумеется, предметное знание при этом не исчезает из структуры образованности, а выполняе ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru