Чрезвычайно важную роль в педагогическом общении играет словесный такт. Т.е. способность выбирать жанр общения. Словесный такт является составной частью культуры речи преподавателя и в целом его педагогического такта; “педагогический такт – это мера целесообразного воздействия учителя на учащихся. Умение установить продуктивный стиль общения” слово преподавателя должно быть всегда весомо и не расходиться с делом. В.А. Сухомлинский: “Каждое слово, звучащее в стенах школы, должно быть продуманным, мудрым, целеустремленным, полновесным и – это особенно важно – обращенным к совести живого человека, с которым мы имеем дело, … чтобы не было обесценивания слов, а наоборот, чтобы цена слова постоянно возрастала” А.Дюма: “Честное слово стоит столько, сколько стоит человек, давший его”
Нужно помнить еще и о том, что “слово - не хлыст, слово учителя должно утешать”, “будьте осмотрительны, чтобы слово не стало кнутом, который прикасаясь к нежному телу, обжигает, оставляя на всю жизнь грубые рубцы. Слово щадит и оберегает душу только тогда, когда оно правдивое и идет от души воспитателя. Когда в нем нет фальши, предубежденности, желания “распечь”, “пробрать”. В.А. Сухомлинский.
Конечно, любая градация процесса общения достаточно условна – общение это творческий процесс, одновременно сочетающий в себе многие виды и стили, но вычленение отдельных его составляющих позволяет лучше в нем разобраться. Кроме того, применение того или иного стиля, во многом зависит и от мастерства преподавателя, и от характера аудитории, и от многих других конкретных условий.
Интересно, что социологический опрос, проведенный в нашем институте, показал рейтинг качеств, необходимых преподавателю: 1 место – заинтересованность в успехах, 2- педагогическое мастерство, 3- эрудиция.
Важно учитывать еще и то, что педагогическое общение в вузе имеет свою специфику, которая заключается в чувстве профессиональной общности у студентов и преподавателей, которое придает педагогическому общению положительную эмоциональную окраску, влияющую на продуктивность познавательного процесса.
В психологии выделяют пять уровней общения:
- ритуальный (приветствие, прощание);
- информационный (умение изъясняться и понимать то, что говорят);
- дискуссионный (умение отстоять свою точку зрения);
- деловой (общение для достижения определенной договоренности);
- исповедальный (общение на уровне высказывания эмоций).
Как уже было сказано ниже в реальный процесс общения, сочетает в себе различные стили, и выделить их в чистом виде вряд ли возможно, но знание классификации уровней общения дает возможность понять, что только определенное их сочетание делает общение полноценным. Здесь хочется отметить и важность ритуала – этикета в общении вообще и в педагогическом общении в частности. Именно этикет создает благоприятный фон в беседе и, в конечном счете, делает общение продуктивным. Важнейшим условием эффективности педагогического общения является соблюдение закона целесообразности, а также доверие студентов к преподавателю. Его честность, требовательность и справедливость. Общение преподавателя со студентами – это суть педагогического процесса. И оно никогда не утратит своего значения
Похожие статьи:
Диагностика развития коммуникативных умений детей младшего
школьного возраста с лёгкой степенью умственной отсталости
Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения Аул-Бергульской СОШ. В эксперименте участвовали учащиеся 2 класса коррекционно- развивающего обучения в количестве 8 человек: 2 девочки и 6 мальчиков, возраст детей 9- 10 лет. Целью практического исследования стало изучение возможностей коррекции и развития коммуникативных умений детей с нарушением интеллекта Б ...
Определение уровня сформированности фонематических функций у
детей подготовительной группы
За основу диагностики нами взята: Ø методика обследования речи, предложенная Г.А.Волковой; Ø методика диагностики речи детей 6-7 лет Т.С. Комаровой и О.А. Соломенниковой. Детям необходимо было выполнить 3 задания (Приложение 1). Для оценки состояния сформированности фонематических функций использовался количественный метод обработки данных (балльно-уровневая система оценки, затем пе ...