Педагогическое общение

Страница 3

Чрезвычайно важную роль в педагогическом общении играет словесный такт. Т.е. способность выбирать жанр общения. Словесный такт является составной частью культуры речи преподавателя и в целом его педагогического такта; “педагогический такт – это мера целесообразного воздействия учителя на учащихся. Умение установить продуктивный стиль общения” слово преподавателя должно быть всегда весомо и не расходиться с делом. В.А. Сухомлинский: “Каждое слово, звучащее в стенах школы, должно быть продуманным, мудрым, целеустремленным, полновесным и – это особенно важно – обращенным к совести живого человека, с которым мы имеем дело, … чтобы не было обесценивания слов, а наоборот, чтобы цена слова постоянно возрастала” А.Дюма: “Честное слово стоит столько, сколько стоит человек, давший его”

Нужно помнить еще и о том, что “слово - не хлыст, слово учителя должно утешать”, “будьте осмотрительны, чтобы слово не стало кнутом, который прикасаясь к нежному телу, обжигает, оставляя на всю жизнь грубые рубцы. Слово щадит и оберегает душу только тогда, когда оно правдивое и идет от души воспитателя. Когда в нем нет фальши, предубежденности, желания “распечь”, “пробрать”. В.А. Сухомлинский.

Конечно, любая градация процесса общения достаточно условна – общение это творческий процесс, одновременно сочетающий в себе многие виды и стили, но вычленение отдельных его составляющих позволяет лучше в нем разобраться. Кроме того, применение того или иного стиля, во многом зависит и от мастерства преподавателя, и от характера аудитории, и от многих других конкретных условий.

Интересно, что социологический опрос, проведенный в нашем институте, показал рейтинг качеств, необходимых преподавателю: 1 место – заинтересованность в успехах, 2- педагогическое мастерство, 3- эрудиция.

Важно учитывать еще и то, что педагогическое общение в вузе имеет свою специфику, которая заключается в чувстве профессиональной общности у студентов и преподавателей, которое придает педагогическому общению положительную эмоциональную окраску, влияющую на продуктивность познавательного процесса.

В психологии выделяют пять уровней общения:

- ритуальный (приветствие, прощание);

- информационный (умение изъясняться и понимать то, что говорят);

- дискуссионный (умение отстоять свою точку зрения);

- деловой (общение для достижения определенной договоренности);

- исповедальный (общение на уровне высказывания эмоций).

Как уже было сказано ниже в реальный процесс общения, сочетает в себе различные стили, и выделить их в чистом виде вряд ли возможно, но знание классификации уровней общения дает возможность понять, что только определенное их сочетание делает общение полноценным. Здесь хочется отметить и важность ритуала – этикета в общении вообще и в педагогическом общении в частности. Именно этикет создает благоприятный фон в беседе и, в конечном счете, делает общение продуктивным. Важнейшим условием эффективности педагогического общения является соблюдение закона целесообразности, а также доверие студентов к преподавателю. Его честность, требовательность и справедливость. Общение преподавателя со студентами – это суть педагогического процесса. И оно никогда не утратит своего значения

Страницы: 1 2 3 


Похожие статьи:

Эксперимент сравнения итогов усвоения материала на традиционных уроках и иновавционных с применением игровых технологий
Качество образования определяется не только количеством и качеством знаний, но и качеством личностного, духовного, гражданского развития подрастающих поколений. И именно в этом его главная общественная ценность. Исследование включает в себя сравнения качества усвоения материала на традиционных и инновационных с применением игровых технологий. Эксперимент был проведён на базе Мышленской общеобразо ...

Активные формы и методы обучения
Разработано много форм и методов активного обучения на уроках биологии. Это и работа в малых группах, и дискуссии, турниры, диспуты, дебаты, “мини-уроки”, брейнсторминг (мозговой штурм), деловые игры, имитационные игры, ситуационные упражнения, задачи, проблемы, упражнения, “Puzzle” и др. Эти формы и методы на уроках биологии можно применять как для преподавания, усвоения нового материала, так и ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru