Чрезвычайно важную роль в педагогическом общении играет словесный такт. Т.е. способность выбирать жанр общения. Словесный такт является составной частью культуры речи преподавателя и в целом его педагогического такта; “педагогический такт – это мера целесообразного воздействия учителя на учащихся. Умение установить продуктивный стиль общения” слово преподавателя должно быть всегда весомо и не расходиться с делом. В.А. Сухомлинский: “Каждое слово, звучащее в стенах школы, должно быть продуманным, мудрым, целеустремленным, полновесным и – это особенно важно – обращенным к совести живого человека, с которым мы имеем дело, … чтобы не было обесценивания слов, а наоборот, чтобы цена слова постоянно возрастала” А.Дюма: “Честное слово стоит столько, сколько стоит человек, давший его”
Нужно помнить еще и о том, что “слово - не хлыст, слово учителя должно утешать”, “будьте осмотрительны, чтобы слово не стало кнутом, который прикасаясь к нежному телу, обжигает, оставляя на всю жизнь грубые рубцы. Слово щадит и оберегает душу только тогда, когда оно правдивое и идет от души воспитателя. Когда в нем нет фальши, предубежденности, желания “распечь”, “пробрать”. В.А. Сухомлинский.
Конечно, любая градация процесса общения достаточно условна – общение это творческий процесс, одновременно сочетающий в себе многие виды и стили, но вычленение отдельных его составляющих позволяет лучше в нем разобраться. Кроме того, применение того или иного стиля, во многом зависит и от мастерства преподавателя, и от характера аудитории, и от многих других конкретных условий.
Интересно, что социологический опрос, проведенный в нашем институте, показал рейтинг качеств, необходимых преподавателю: 1 место – заинтересованность в успехах, 2- педагогическое мастерство, 3- эрудиция.
Важно учитывать еще и то, что педагогическое общение в вузе имеет свою специфику, которая заключается в чувстве профессиональной общности у студентов и преподавателей, которое придает педагогическому общению положительную эмоциональную окраску, влияющую на продуктивность познавательного процесса.
В психологии выделяют пять уровней общения:
- ритуальный (приветствие, прощание);
- информационный (умение изъясняться и понимать то, что говорят);
- дискуссионный (умение отстоять свою точку зрения);
- деловой (общение для достижения определенной договоренности);
- исповедальный (общение на уровне высказывания эмоций).
Как уже было сказано ниже в реальный процесс общения, сочетает в себе различные стили, и выделить их в чистом виде вряд ли возможно, но знание классификации уровней общения дает возможность понять, что только определенное их сочетание делает общение полноценным. Здесь хочется отметить и важность ритуала – этикета в общении вообще и в педагогическом общении в частности. Именно этикет создает благоприятный фон в беседе и, в конечном счете, делает общение продуктивным. Важнейшим условием эффективности педагогического общения является соблюдение закона целесообразности, а также доверие студентов к преподавателю. Его честность, требовательность и справедливость. Общение преподавателя со студентами – это суть педагогического процесса. И оно никогда не утратит своего значения
Похожие статьи:
Особенности выбора профессии у старшеклассников
Жизненный план - понятие широкое. Он охватывает всю сферу личного самоопределения - моральный облик, стиль жизни, уровень притязаний. Самым важным, неотложным и трудным делом становится для старшеклассника выбор профессии. Психологически устремленный в будущее и склонный даже мысленно "перепрыгивать" через незавершенные этапы, юноша внутренне уже тяготится школой; школьная жизнь кажется ...
Урок иностранного языка как традиционная форма обучения, его специфические
особенности, важнейшие требования и задачи
В методической литературе существует множество определений такой организационной формы обучения как «урок». «Урок – это педагогическое мастерство» (М.Н. Скатник); «урок – это диалектический феномен; он является частью учебного процесса и одновременно его целым». «Урок – основное организационное звено процесса обучения, на котором и осуществляется решение конкретных практических, образовательных, ...