Педагогическое общение

Страница 2

- Социально-ориентированное общение (лекция, доклад, ораторская речь, телевыступление). Лектор – представитель общества. Он либо побуждает к непосредственной социальной активности, либо объединяет слушателей вокруг социально значимой задачи, идеи и т.п., либо обеспечивает “фон” для социального воздействия, формирует идеи, изменяет их убеждения.

- Групповое предметно-орентированное общение. Здесь на первом месте производственные отношения. Цель такого общения и его предмет – организация коллективного взаимодействия в труде.

- Личностно-ориентированное общение – это общение друг с другом.

- Психологические взаимоотношения – субъективно стоящие для человека в центре общения.

Большую роль в педагогическом общении играет и распределение формальных ролей. Характер общения, во многом, определяется соотношением ролей, которые собеседник предъявляет к общению в данный момент, т.е. актуальной ролью (АР).

АР= СР+МР+ГР+ИР,

где; СР - социальная роль, т.е. ожидания определенного поведения от человека обществом; МР – межличностная роль, т.е. ожидания, предъявляемые к человеку в межличностных отношениях; ГР - внутригрупповая роль, т.е. определенные ожидания группы общения по отношению к ее члену; ИР – индивидуальная роль, т.е. то поведение, которое человек ожидает от себя в определенной ситуации общения, в соответствии со сложившимся психологическим автопортретом. Психологический автопортрет – это сумма всех исполняемых в различных ситуациях “Я” образов за вычетом вытеснения и компенсации (механизмов психологической защиты от противоречивости личности). Чем меньше набор ролей входит в актуальную роль, тем она формальнее и определяет формальное общение. Прекрасно когда в общении существуют определенные рамки, правила и даже барьеры, когда собеседники знают, что можно и нужно сказать в определенной ситуации, что можно ожидать от собеседника и что в данной ситуации неприемлемо и невозможно. Но любую, даже самую нужную и хорошую вещь можно довести до абсурда. Если за формальной ролью преподавателя не видно его человеческой, личностной позиции, т.е. актуальная роль, будет равна формально-социальной, воспитательное взаимодействие от этого только пострадает. Если ролевой веер закрыт – преподаватель только педагог и более ничего, то и обращаться к своим слушателям он будет специальным тоном, который, по мнению психологов, вызывает быструю утомляемость и потерю интереса, в отличие от тона обычной беседы. Чем больше взаимодействие, взаимопроникновение при общении, тем больше открывается ролевой веер общающихся. Тем больше шансы преподавателя на восприятие, понимание, взаимопонимание и, в конечном счете, на обратную связь. Преподаватель хочет он того или нет, перед аудиторией исполняет социальную роль учителя, знатока. Межличностную, в зависимости от сложившихся отношений с аудиторией: доверительно-дружескую, менторски-автократическую, незаитересованно-отвлеченную и т.д. Внутригрупповую – толкового человека, человека, которого следует остерегаться, человека неавторитетного и т.д. Индивидуальную – если она наличествует, то позволяющую выявить истинное отношение к происходящему в аудитории.

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Описание методов и организация экспериментального исследования
Изучив и проанализировав рассмотренные выше приемы коммуникативной методики, попробуем экспериментально выявить обоснованность применения комплекса упражнений и учебных игр при формировании знаний и умений по обогащению английского вокабуляра на уроках английского языка, и их эффективность. Базой ПП эксперимента, проводимого нами в рамках исследования по проблеме формирования знаний и умений учащ ...

Индивидуальный стиль деятельности преподавателя
Профессиональная деятельность человека в значительной мере зависит от его индивидуальных особенностей. Индивидуализация, которую можно рассматривать как специфическую форму развития, является также способом приспособления человека к объективно заданной извне структуре трудовой деятельности. Процесс индивидуализации в труде педагога может иметь разные выражения: · индивидуальные различия; · индиви ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru