Педагогическое общение

Страница 2

- Социально-ориентированное общение (лекция, доклад, ораторская речь, телевыступление). Лектор – представитель общества. Он либо побуждает к непосредственной социальной активности, либо объединяет слушателей вокруг социально значимой задачи, идеи и т.п., либо обеспечивает “фон” для социального воздействия, формирует идеи, изменяет их убеждения.

- Групповое предметно-орентированное общение. Здесь на первом месте производственные отношения. Цель такого общения и его предмет – организация коллективного взаимодействия в труде.

- Личностно-ориентированное общение – это общение друг с другом.

- Психологические взаимоотношения – субъективно стоящие для человека в центре общения.

Большую роль в педагогическом общении играет и распределение формальных ролей. Характер общения, во многом, определяется соотношением ролей, которые собеседник предъявляет к общению в данный момент, т.е. актуальной ролью (АР).

АР= СР+МР+ГР+ИР,

где; СР - социальная роль, т.е. ожидания определенного поведения от человека обществом; МР – межличностная роль, т.е. ожидания, предъявляемые к человеку в межличностных отношениях; ГР - внутригрупповая роль, т.е. определенные ожидания группы общения по отношению к ее члену; ИР – индивидуальная роль, т.е. то поведение, которое человек ожидает от себя в определенной ситуации общения, в соответствии со сложившимся психологическим автопортретом. Психологический автопортрет – это сумма всех исполняемых в различных ситуациях “Я” образов за вычетом вытеснения и компенсации (механизмов психологической защиты от противоречивости личности). Чем меньше набор ролей входит в актуальную роль, тем она формальнее и определяет формальное общение. Прекрасно когда в общении существуют определенные рамки, правила и даже барьеры, когда собеседники знают, что можно и нужно сказать в определенной ситуации, что можно ожидать от собеседника и что в данной ситуации неприемлемо и невозможно. Но любую, даже самую нужную и хорошую вещь можно довести до абсурда. Если за формальной ролью преподавателя не видно его человеческой, личностной позиции, т.е. актуальная роль, будет равна формально-социальной, воспитательное взаимодействие от этого только пострадает. Если ролевой веер закрыт – преподаватель только педагог и более ничего, то и обращаться к своим слушателям он будет специальным тоном, который, по мнению психологов, вызывает быструю утомляемость и потерю интереса, в отличие от тона обычной беседы. Чем больше взаимодействие, взаимопроникновение при общении, тем больше открывается ролевой веер общающихся. Тем больше шансы преподавателя на восприятие, понимание, взаимопонимание и, в конечном счете, на обратную связь. Преподаватель хочет он того или нет, перед аудиторией исполняет социальную роль учителя, знатока. Межличностную, в зависимости от сложившихся отношений с аудиторией: доверительно-дружескую, менторски-автократическую, незаитересованно-отвлеченную и т.д. Внутригрупповую – толкового человека, человека, которого следует остерегаться, человека неавторитетного и т.д. Индивидуальную – если она наличествует, то позволяющую выявить истинное отношение к происходящему в аудитории.

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Комплекс заданий для начального этапа обучения чтению
Предлагаем комплекс заданий к микротекстам для начального этапа обучения, когда один и тот же ограниченный языковой материал используется в различных текстах и отрабатывается учащимися в различных мыслительных действиях, что обеспечивает многократность его повторения и прочность усвоения. При этом варьирование заданий, постановка посильных проблем дают возможность поддерживать интерес школьников ...

Новые контрольные действия, позволяющие охватить функциональные области жизнедеятельности школы
В настоящее время наблюдается стремление школ дополнить перечень традиционных контрольных действий новыми, позволяющими охватить новые функциональные области жизнедеятельности школы . Новыми видами контрольных действий, реализующих содержание контроля, являются: для контроля за образовательной подсистемой: разработка стандартов контроля: модели выпускника школы, моделей результатов образовательны ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru