Интеграция научного познания

Страница 1

Потребность в комплексном осмыслении мира, поиске глубоких связей между отдельными явлениями объективной действительности, выявлении взаимоотношений между различными структурными уровнями материи приводит к взаимодействию и взаимопроникновению наук, к интеграции научного познания.

Интеграция – важное условие современной науки и развития цивилизации в целом. Так как нынешняя стадия научного мышления всё больше характеризуется стремлением рассматривать не отдельные изолированные объекты, явления жизни, а их более или менее широкие единства.

В качестве психологических основ процессы интеграции знаний могут быть использованы идеи советского психолога Ю.А. Самарина об ассоциативном мышлении. Суть этих идей состоит в том, что любое знание есть ассоциация, а система знаний есть система ассоциаций. Ю.А. Самарин выделяет следующие виды ассоциаций: локальные, частносистемные, внутрисистемные и межсистемные, и классифицирует уровни умственной деятельности в зависимости от характера объединения ассоциаций в системы соответствующего уровня.

Простейшей нервной связью, образующей элементарные знания о предмете или явлении, является локальная ассоциация. Эта связь относительно изолирована (так как не соотносится с другими знаниями), поэтому может обеспечить лишь элементарную умственную деятельность. Она характерна для младшего школьного возраста Частносистемные ассоциации – это простейшие системные ассоциации. Они возникают на основе изучения отдельной частной темы или какого-либо предмета, явления. Познание отдельных предметов, явлений сопровождается отбором новых фактов и понятий, сравнением их с уже имеющимися. Происходит простейшее обобщение знаний, но полученное знание ещё не соотносится со смежным знанием. На этом уровне возникает аналитико-синтетическая деятельность учащихся. Внутрисистемные ассоциации обеспечивают познание учащимися целостных систем знаний. Происходит широкое использование знаний в пределах изучаемого предмета, так как внутрисистемные ассоциации отражают причинно-следственные, временные, пространственные, количественные и др. связи. Межпредметные ассоциации являются высшей ступенью умственной деятельности. Они объединяют разные системы знаний, обобщают их, дают возможность познать явление или процесс в его многообразии. На уровне эти ассоциаций возникают общие понятия. формирование межсистемных ассоциаций позволяет использовать знания из разных областей, подчинять их друг другу, устанавливать взаимосвязи на стыке знаний.

Изложенные психологические посылки дают возможность определить основные черты возможной интеграции научных знаний.

Интеграция научных знаний возможна благодаря определённым условиям, среди которых одним из главных является присутствие интегративных факторов или, как их ещё называют, «интеграторов». Ими могут быть:

- сложные объекты познания (атом, человек, космос);

- научные идеи и теории (теория систем, теория информации, теория игры);

- научные и межнаучные принципы (минимализации, инвариантности, простоты);

- общие методы исследования (математический, моделирование, системно-структурный);

- отдельные науки;

- научные картины мира.

Интеграция знаний – целостный процесс взаимодействия и взаимопроникновения различных систем знаний, что выражается в возникновении их интегральных форм, обобщающих теорий и методов, укрепления и взаимообмену информации знания, усилении его междисциплинарности и комплексности, в результате чего создаётся новая целостность, что проявляется через единство с противоположным процессом – дифференциацией.

Поскольку в основе интеграции могут лежать различные факторы, то существуют множества видов и уровней интеграции. Прежде всего, они зависят от характера взаимодействия и взаимосвязи между различными сферами знаний. Различают несколько видов таких связей:

Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие статьи:

Коммуникативные умения и способности педагога
Коммуникативная культура педагога предполагает овладение коммуникативными умениями и развитие коммуникативных способностей. К коммуникативным умениям педагога можно отнести: · умения устанавливать эмоциональный контакт, завоевывать инициативу в общении; · умения управлять своими эмоциями; · наблюдательность и переключаемость внимания; · социальная перцепция , т.е. понимание психологического состо ...

Психолого-педагогическая характеристика мотивационной сферы старшеклассников
Старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Л.И. Божович подчеркивает, что именно это создает совершенно новую социальную ситуацию развития. Перед старшим школьником возникает необходимость самоопределения, выбора своего жизненного пути как задача первостепенной жизненной важности. Выбор профессии становится психологическим центром ситуации развития старших школьников, со ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru